|
Персоналии ИаковИАКОВ (евр., от слова «акев» – пята, или от «акав» – побеждать, защищать) – патриарх, сын Исаака и Ревекки. Согласно книге Бытие, он родился держась за пятку своего брата – близнеца Исава, отсюда традиционно выводят его имя. Другое возможное значение этого имени – сокращённая форма имени Якобэль «защитил меня господь». Предание рассказывает, что И., получив обманом от брата «за чечевичную похлёбку» право первородства, затем вынужден был бежать в Харран (Сев. Месопотамию) к дяде Лавану. По пути ночью к нему является Бог и обещает ему и его потомству Землю Обетованную. Находясь у Лавана, И. посватался к его дочери Рахиль, но Лаван обманом вынудил взять в жены не только Рахиль, но и её некрасивую сестру Лию. В течение 20 лет работы на Лавана у И. от Рахили и Лии, а также их служанок Зелфы и Валлы родилось 11 сыновей, ставшими родоначальниками колен Израилевых. Возвращаясь от Лавана в Ханаан, он помирился с Исавом, а при переходе через реку Иавок у Пенуэля (в Заиорданье) заночевал и, как сказано в Библии, «боролся Некто с ним до появления зари», и в этой борьбе И. повредил себе бедро. На рассвете Некто благословил И. и сказал, что теперь имя его – Израиль (боровшийся с Богом), «ибо ты боролся с Богом». (Быт. 32:24 – 28). Дальнейшая история И. связана с историей его сына от Рахили Иосифом, проданным братьями в Египет и там возвысившимся до первого советника фараона. При его содействии всё семейство И. переселяется в Египет. И. благословил фараона при личном свидании и прожил в Египте 17 лет. Перед смертью он благословил всех сыновей, а также через них все колена Израиля. После кончины он был похоронен на семейном кладбище в пещере Махпела в Хеброне. Потомки И. стали называться сынами Израиля. В еврейской традиции И. считается избранным патриархом, которому Всевышний открыл тайну мессианского избавления. Согласно современным научным представлениям, библейское предание о патриархе И. отражает достаточную степень соответствия с политическими и этнографическими реалиями Ближнего Востока 2 тыс. до н.э., хотя оно, конечно, включает разрозненные воспоминания и эпизоды, происходившие с разными людьми в разное время, а потом переосмысленные и объединенные единой канвой. Литература: Иаков//Новый библейский словарь. Ч. 1. Библейские персонажи. СПб. 1999; И. Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. М. 2000; А.А. Немировский. У истоков древнееврейского этноса. Ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М. 2001.
Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |