КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Иеремия

ИЕРЕМИЯ ( евр

ИЕРЕМИЯ ( евр. «Бог возвысит») – великий библейский пророк ( прим. 60 - 50 г. 7в. до. н. э. – конец 6 в. до. н. э.), его биография и поучения изложены в Книге Пророка И. Он также считается автором скорбной поэмы о гибели Иерусалима – Плач И. Пророческая деятельность И. продолжалась в течение около 40 лет (прим. 626 – 586 гг. до н. э.) при правлении пяти иудейских царей и закончилась с разрушением Иерусалима и Храма вавилонянами. Почувствовав с юности призвание к пророческой деятельности, он страстно обличал в своих проповедях народ Иудеи за отступление от заповедей Священного Писания, социальную несправедливость, беззаконие, безнравственность, идолопоклонство. По его пророчеству, в наказание за эти грехи Иудею постигнет судьба северного царства – Израиль, уничтоженного ассирийцами. Во время начавшегося соперничества между Египтом и Вавилоном И. твёрдо проповедовал неизбежность подчинения вавилонскому царю и осуждал иудейских царей за попытки опереться на помощь Египта. Несмотря на преследования И. никогда не прекращал свою проповедническую деятельность. После разрушения Иерусалима Навуходоносором и увода в вавилонский плен его жителей И. было разрешено остаться в стране вместе с остатком иудеев. Однако через некоторое время было поднято антивавилонское восстание и, опасаясь репрессий, повстанцы ушли в Египет, уведя с собой И. Там он вскоре и умер. В своих проповедях И., предсказывая и даже оправдывая изгнание иудеев за грехи, вместе с тем верит в нерушимый союз народа Израиля с Богом, который в конечном счёте спасёт свой народ, в частности, вернёт пленников в Сион. Вместе с тем И. с особой силой выделяет важность соблюдения этических норм Учения по сравнению с соблюдением внешнего культа. В его проповеди Господь говорит: «.... отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве» (Иер. 7: 22). После завершения наказания грешного народа, согласно проповеди И., будет воссоздано единое царство Израиля на Земле Обетованной для всех колен сынов Израиля. Центром его будет Иерусалим, где воцарится мудрый царь – потомок Давида. Тогда же будет заключён Богом с народом «новый завет», который навечно «впишется» в сердца и умы людей, так что каждый человек будет добродетелен и всегда будет стремиться только к добру. Тогда отпадёт необходимость во внешних признаках культа, даже в Ковчеге Завета. Именно тогда, согласно И., «назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут больше поступать по упорству злого сердца своего» (Иер. 3:17). Идеи о Новом завете, а также сугубо духовные отношения между Богом и человеком оказали большое влияние на формирование христианской традиции. В талмудической литературе с И. связано много преданий, в частности И. приписывается исполнение повеления Бога спрятать священную храмовую утварь и Ковчег Завета на горе Нево, с которой Моисей видел Землю Обетованную (2 Мак. 2:5). Литература: Й. Вейнберг. Введение в ТАНАХ. Пророки. М. – Иерусалим. 2003; Иеремия// Новый Библейский словарь. Ч. 1. Библейские персонажи. СПб. 1999; Иеремия//Краткая еврейская энциклопедия. М. 1996; А.Мень. Ветхозаветные пророки. Л. 1991.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.