|
Персоналии Илия
ИЛИЯ, ИЛЬЯ (евр. «Господь есть Бог») – израильский пророк 9 в. до н.э., из числа т. н. «устных пророков», о пророчествах и трудах которого сообщается в Третьей и Четвёртой книгах Царств. В библейских сказаниях И. предстаёт как пламенный борец с идолопоклонством, особенно с культами финикийских богов Ваала и Астарты, насаждаемых дочерью царя Тира царицей Иезавель и подпавшим под её влияние царем Ахавом. И. предсказывает засуху и голод в стране за богоотступничество от истинного Бога Израиля, он с помощью чуда побеждает в состязании на горе Кармел 450 жрецов Вааала, что приводит к долгожданным дождям. Скрываясь от преследований Иезавели И. уходит в пустыню и после скитаний добирается до горы Синай, где ему является Бог, поручающий ему подготовить людей, которые станут орудием Божьей кары. Он, в частности, должен помазать на царства Ииуя, который свергнет прежнюю династию, а в качестве своего преемника призвать пророка Елисея. Наряду с борьбой с идолопоклонством И. выступает как ревнитель справедливости и произвола. Он публично и гневно осуждает царя Ахава и царицу Иезавель за отнятый хитростью и обманом виноградник, принадлежавший Навуфею. Для этого прежний владелец был оклеветан и убит. И. за это предсказывает ужасную гибель царю и царице. Популярность и слава И. была настолько велика, что, согласно библейскому рассказу, ему приписывается способность совершать различные чудеса. И. может сделать так, что горшочка масла и горсти муки хватило для прокормления его самого и всей семьи, в доме которой он скрывался, во время скитаний его кормили вороны хлебом и мясом, по пути в Синай он сорок дней и ночей обходился без пищи. Более того, он оказался даже способным воскресить умершего ребёнка. Его пророческая деятельность завершается также чудесным образом: «вдруг явилась колесница и кони огненные .... и понесся И. в вихре на небо»(4 Цар. 2:11). Такой конец И., а также строки из пророка Малахии, где приводятся слова Бога: «Я пошлю к вам И. пророка перед наступлением дня Господня великого и страшного» (Мал. 4:6) придал особое значение его служению. В иудейской традиции И. считается предвестником Мессии, с его личностью связаны надежды на лучшее будущее народа, ему уделяется много внимания в мистической, в частности каббалистической литературе. В ней И. предстает защитником всех угнетаемых и обездоленных, он посещает нуждающихся и оказывает им необходимую помощь. Считается, что в пасхальный вечер И. посещает семью каждого иудея, и для него ставят особый кубок с вином. Во время обряда обрезания младенца для И., которому Всевышний поручил всегда присутствовать при этом обряде, ставится особое кресло. В Новозаветной литературе также содержится много упоминаний о пророческом служении И. Он и Моисей являются к Иисусу при его преображении (Мк. 9: 4). В исламе И. (Ильяс) почитается наравне с другими библейскими пророками, а также с Иоанном Крестителем и Иисусом. Он должен явиться в день Страшного суда. Утверждается, что Господь даровал ему двойную природу – человеческую и ангельскую. И. – покровитель путешествующих по суше. Литература: Илия// Новый библейский словарь. Ч.1. Библейские персонажи. СПб. 1999; Илiя// Еврейская энциклопедия Брокгауза. СПб. 1908 – 1913. Репринт М. 1991. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |