|
Персоналии Иосиф
ИОСИФ (евр. «он (Бог) прибавит) – согласно Книге Бытие, одиннадцатый сын патриарха Иакова и его любимой жены Рахили. По библейскому рассказу И., бывший любимцем отца, своей заносчивостью возбудил ненависть братьев, которые продали И. проезжим купцам. Купцы отвезли И. в Египет и продали в рабство царскому вельможе Потифару, сделавшему его со временем своим первым помощником. Жена Потифара, пораженная красотой И., старалась соблазнить его, но он категорически отказывался уступить её домогательствам, полагая это большим грехом перед Богом. Разъярённая таким поведением хозяйка оклеветала И., и он был заключён в тюрьму. Там И. точно разгадал сны двух опальных вельмож фараона, и, когда последнему приснились непонятные сновидения, И. был доставлен во дворец. Узнав о содержании снов фараона, И. предсказал, что Египту предстоят семь лет изобилия, а затем семь лет неурожая и посоветовал царю как избежать народных бедствий в будущем. Выслушав И., фараон назначает его своим главным визирем, дает ему египетское имя и женит на дочери одного из главных египетских жрецов. Пророчества И. полностью исполняются, но, благодаря предпринятым мерам, Египет избежал голода в неурожайные годы. Тем временем голодные времена наступили в соседних странах, и Иаков послал своих сыновей купить хлеба в Египте. Их приводят к И., которого они, в отличие от него, не узнают. И. подвергает братьев многим испытаниям и в конце концов открывает им свою тайну. Затем И. при поддержке фараона приглашает Иакова и братьев с семьями переселиться в Египет и предоставляет в их распоряжение землю Гесем в дельте Нила. Скончался И. в Египте в возрасте 110 лет и был похоронен по египетскому обряду. Согласно иудейскому преданию, при исходе евреев из Египта прах И. был перенесён в Святую Землю и там похоронен в Сихеме. Ряд библеистов полагают, что в основе истории И. лежит реальное событие возвышения семита во время правления в Египте пришедших из Азии гиксосских завоевателей (прим. 19-16 вв. до. н. э.). Другие полагают эту историю чисто литературным произведением. Вместе с тем, содержащиеся в этой истории подробные достоверные сведения о жизни в древнем Египте свидетельствуют о реальных контактах семитских племён с египетской цивилизацией. В талмудической литературе И. является образцом праведности и полной копией своего отца Иакова. Весьма популярен И. (Юсуф) и в мусульманской литературе, причем к библейской истории добавлено много красочных деталей. Очень популярна поэма об отношениях Юсуфа и Зулейки (жены Потифара), в которых исламские богословы усматривают отношения Аллаха и души. Сюжетам из истории И. посвящены многие европейские произведения музыкального и изобразительного искусства, а также литературы, в частности знаменитый роман Т. Манна «Иосиф и его братья». Литература: И. Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. М. 2000; А.А. Немировский. У истоков древнееврейского этногенеза. Ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М. 2001; Иосиф//Новый библейский словарь. Ч. 1. Библейские персонажи. СПб. 1999.
Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |