|
Персоналии Исайя
ИСАЙЯ (евр. «Бог есть спасение») – великий библейский пророк, по имени которого названа Книга Пророка И., открывающая раздел Библии, содержащий также книги других пророков. Согласно Книге И., пророк принадлежал по рождению к высшей иерусалимской аристократии, возможно даже царскому роду. Пророческое служение собственно И. продолжалось прим. с 733 по 700 гг. до. н. э. и сочеталось с активной политической деятельностью при четырёх иудейских царях. Его проповедь начинается с обличения правящей верхушки страны за нарушения Божьих Заветов и беспощадное угнетение народа, обирание бедняков, вдов и сирот. Правители «оправдывают за подарки виноватого и правых лишают законного!» (Ис. 5: 23). И. провозглашает: «Горе вам, прибавляющим дом к дому, присоединяющим поле к полю, так что другим не остаётся места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис. 5:8). Обличает И. также и народ за формальное отношение к богослужению, суеверие, жестокость, безнравственность, идолопоклонство. Именно эти грехи навлекут на народ Израиля страшные бедствия, гибель страны и большинства народа. Вместе с тем он верит, что остаток народа (даже если это будет менее его десятой части), который вернётся к Богу, все же спасётся. При этом он пророчествует, что Господь даст знамение грядущего – рождение младенца из династии Давида, которого назовут Иммануэль (С нами Бог). И. яркими красками описывает будущего Спасителя – Мессию. В частности, «он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли судить по истине» (Ис. 11: 4). В своём пророчестве И. видит вечный мир и подлинное братство между народами: «.. Из Сиона выйдет учение и слово Божие из Иерусалима. ... И перекуют мечи свои на орала (плуги) и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать» (Ис. 2:4). Вообще для И. Бог Израиля является Божеством всемогущественным и всемирным, а не только племенным и национальным. Согласно научным представлениям, авторитет И. был настолько высок, что жившие на протяжении почти двухсот лет спустя ещё два безымянных пророка пользовались его именем и включили свои речения в Книгу И. Развивая мессианские идеи И., первый его продолжатель т. н. Второисайя полагает Мессией наряду с Киром Персидским, освободившим иудеев из Вавилонского плена, также и «раба Божьего» (Ис. 52:13 – 53:12). Он терпит незаслуженные гонения, его презирают, он обречён на гибель, его сравнивают с «безгласным агнцем». Но он ранами своими исцелил раны других, поэтому будет возвеличен Богом, поскольку «Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (53: 12). Иудеи полагают, что «раб Божий» – собирательный образ еврейского народа, а христианская традиция видит тут пророчество о личности и судьбе Иисуса и даже полагает И. «пятым евангелистом». Весь текст книги отличается исключительно высокими поэтическими достоинствами и признан вершиной библейской поэзии. Книга И. найдена среди свитков Кумранской общины и датируется прим. концом 2 – нач. 1 в до н. э. И. нередко выступал с критикой внешней политики царей Иудеи, полагая, что спасение страны зависит, прежде всего, от внутреннего нравственного возрождения народа. Согласно талмудическому преданию, И. был по приказу иудейского царя-вероотступника Манассии распилен заживо вместе с деревом, в дупле которого он прятался. Литература: Й. Вейнберг. Введение в ТАНАХ. Пророки. Москва-Иерусалим. 2003; Исайя//Новый библейский словарь. Ч.1. Библейские персонажи. СПб. 1999; Исайя// Еврейская энциклопедия Брокгауза. СПб. 1908 – 1913. Репринт М. 1991; А. Мень. Ветхозаветные пророки. Л. 1991. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |