КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Маймонид

МАЙМРНИД, МОИСЕЙ –

МАЙМОНИД, МОИСЕЙ – великий иудейский мыслитель Средневековья, влияние которого вышло за пределы еврейской среды, и врач. М., иначе говоря Моисей бен Маймон (сокращённо Рамбам) родился в 1135 г. в Кордове (Мусульманская Испания). Его отец, религиозный судья, дал сыну прекрасное религиозное образование. Спасаясь от преследования иудеев мусульманскими фанатиками, захватившими тогда Толедо, семье пришлось скитаться, найдя, наконец, надёжное пристанище в Каире. Там М. занял видное положение в качестве придворного врача правителя Египта и главы местной иудейской общины. Своими религиозно-философскими трудами и практическими делами он при жизни заслужил такую известность, что его кончина в 1205 г. вызвала глубокую скорбь во всех иудейских общинах Европы и Ближнего Востока. Главным религиозным трудом М. является кодекс иудейского права «Мишнэ Тора». Целью М. было составить книгу, которая помогла бы простым верующим, не тратя много времени, найти в Талмуде правильное руководство при решении любой проблемы. До сего времени в религиозных школах (ешивах) активно изучается эта книга М. а также его труд «Книга Заповедей». М. принадлежит формулировка 13 пунктов символа веры иудаизма, получивших всеобщее признание и помещаемых сегодня в иудейских молитвенниках. Главным его философским трудом является книга «Путеводитель растерянных», предназначенная для интеллектуальной элиты иудеев, представители которой усматривали противоречия между Священным Писанием и доводами философии и поэтому становились «растерянными». М., напротив, доказывает, что нет никакого противоречия между доктринами иудаизма и философскими истинами, сформулированными ещё Аристотелем. Он иносказательно и аллегорически трактует тексты Торы и Талмуда, полагая, что только их буквальное прочтение создаёт впечатление противоречия их идеям рациональной философии. Его смелые толкования сущности Бога и его атрибутов, Божественного провидения и грядущего мира, сотворения мира, пророчества, человеческого знания вызвали сильную оппозицию ортодоксальных раввинов, вплоть до запрещения читать «Путеводитель растерянных» простым верующим. Во Франции дело даже дошло до обращения трёх ведущих раввинов страны в католическую инквизицию с осуждением этой книги М., что повлекло её сожжение инквизиторами. Кроме того, М. принадлежит ряд коротких трудов, посвящённых современным проблемам, из которых некоторые написаны в виде писем в ответ на вопросы представителей различных иудейских общин. Философские труды М. вышли за пределы иудейского мира и оказали влияние на выдающегося средневекового философа Фому Аквинского, а также на Спинозу. Авторитет М. у иудеев отражает принятое в их литературе изречение: «От Моисея (пророка Священного Писания) до Моисея М. не было подобного Моисея».

Литература: В.Л. Вихнович. Иудаизм. СПб. 2010; К. Сират. История средневековой еврейской философии. Иерусалим – Москва. М. 2003 с подр. библиографией; М. Маймонид. Путеводитель растерянных. Иерусалим – Москва., 2000., Й. Телушкин. Еврейский мир. Иерусалим– Москва. 1992.

 


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.