КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Моисей

МОИСЕЙ ( возм

 

МОИСЕЙ ( возм. от егип. «сын») – самый великий библейский пророк и вождь, возглавивший исход сынов Израиля из Египта, основоположник иудаизма. Его жизни и трудам посвящены четыре книги Пятикнижия, связанные с Исходом евреев из Египта. Согласно Книге Исход, М. происходил из колена Леви, и во время его рождения действовал закон об уничтожении всех новорожденных мальчиков – евреев. М. был чудесным образом спасён дочерью фараона и воспитывался при царском дворе. Повзрослев, М. убил египтянина, жестоко избивавшего еврейского раба, и поэтому вынужден был бежать в Синайскую пустыню. Там М. женится на дочери местного племенного вождя и долгое время пасёт овец тестя. Поворотным моментом его жизни является голос Всевышнего из неопалимой купины (куста горевшего и несгораемого), повелевшего М. вернуться в Египет и вывести из рабства свой народ в Землю обетованную – Ханаан. М. вместе с братом Аароном является к фараону и требует от имени Бога: «Отпусти народ Мой ( Исх. 5: 1)». Фараон отказывается, но после десяти бедствий, насланных Господом на Египет, вынужден согласиться, хотя потом пытается настигнуть беглецов. После чудесного спасения от египетского войска начинается сорокалетнее странствование народа во главе с М. по Синайской пустыне. Во время скитаний М. восходит на гору Синай и получает от Всевышнего Десять заповедей, записанных на каменных плитах – Скрижалях, тем самым утверждаются основные законы и заповеди иудаизма, и с этого события начинается история иудаизма. М., несмотря на его выдающиеся качества вождя народа, законодателя, чудотворца, пророка, приходилось вынести много испытаний и бедствий. Народ, не перенося трудностей исхода, постоянно обвиняет М. во всех своих страданиях и поклоняется языческому культу золотого тельца. Против М. даже вспыхивают бунты и восстания, а приблизившись к Земле Обетованной, народ проявляет малодушие и готов отказаться от цели Исхода. Неоднократно М заступался за свой грешный народ перед Богом, желавшим в гневе его уничтожить за нечестивые поступки. Преодолевая все трудности, особенно связанные с рабским прошлым народа, и сам М. проявляет некоторые колебания в вере, и поэтому ему не дано было вступить в Землю Обетованную. По велению Всевышнего М. с горы Нево окидывает взглядом землю за Иорданом вплоть до Средиземного моря и благословляет все колена Израиля. «М. было 120 лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34: 7). Могила его неизвестна. Большинство современных библеистов полагает, что в основе истории о М. лежат действительные исторические события, однако деятельность реальной харизматической личности установить точно весьма трудно, поскольку достоверные факты переплетены с фольклорным материалом. Несомненно однако, что в истории М. отмечается близкое знакомство с реалиями и духовной атмосферой Египта 14 в. до н. э. В иудейской традиции имя М. занимает настолько большое место, что весьма часто иудаизм с полным основанием именуют религией М. Как сказано «И не было более у Израиля пророка такого как М., которого Господь знал лицом к лицу... и по руке сильной и по великим чудесам, который М. совершил перед глазами всего Израиля» (Втор. 34 : 10, 12). Почётное место М. занимает и в христианстве, полагающем Иисуса его прямым преемником. Коран в общих чертах повторяет библейское сказание о. М. (Мусе), при этом в послекоранической литературе оно расцвечено многими легендарными подробностями. История М. является одной из самых распространённых тем в мировом изобразительном искусстве, литературе и музыке. Самыми известными примерами являются статуя М. работы Микеланджело в Риме (1515 – 1516) и оратория Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте» (1739). Литература: И.Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. М. 2000; И.Р. Тантлевский. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб. 2005; Моисей// Новый библейский словарь. Ч. 1. Библейские персонажи. СПб. 1999; Моисей// Краткая еврейская энциклопедия. М. 1996.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.