КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Саул

САУЛ (евр

 

САУЛ (евр. «испрошенный у Бога») – первый царь Израиля (прим. 1024 – 1004 гг. до н. э.). Ему посвящена большая часть Первой Книги Царств (1 Цар. 9– 31). После тяжелых поражений от филистимлян израильские племена (колена), объективно нуждаясь в сильной власти, потребовали избрать, как у других народов, царя. Пророк Самуил пытался возражать, но затем по указанию Всевышнего помазал на царство молодого статного и высокорослого земледельца С. сына Киса из маловлиятельного колена Вениаминова. Первые же действия С. как царя показали его большие способности как полководца и администратора. При нем наряду с прежним племенным ополчением формируется постоянное войско в 3000 чел., одним из отрядов командует его сын Ионатан. Благодаря этому ему удаётся нанести серьёзные поражения врагам израильтян аммонитянам и самым главным противникам – филистимлянам. В результате этих побед его власть распространилась на все колена Израиля, и он стал планомерно проводить политику создания единого централизованного государства, заменяя прежних племенных руководителей своими ставленниками. Это вызвало недовольство приверженцев прежних домонархических порядков, что выразилось в остром конфликте С. с пророком Самуилом, усмотревшим в реформах С. стремление царя ограничить власть высшего священничества. Библейское повествование сообщает, что постепенно у С. развивается болезненная подозрительность и зависть, объектом которой становится и Давид, представитель колена Иуды. Однажды в припадке ярости он чуть не убил своего сына Ионатана. Последние годы С. прошли под знаком преследования Давида. Перед последней битвой с филистимлянами С. обратился к тени умершего Самуила, который предсказал ему поражение и гибель. Предсказание исполнилось, израильтяне были разгромлены, С. и его три сына были убиты. По современным научным представлениям заслуги С. в создании израильской государственности значительны и несомненны, но библейское предание отражает негативное отношение к нему израильского жречества, а также недовольной возвышением царя из колена Вениамина иудейской царской династии. Литература: В.Л. Вихнович. СПб. 2010; Ю. Циркин. История библейских стран. М. 2004; Саул// Еврейская энциклопедия. СПб. 1908 –1913. Репринт 1991.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.