КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Симон бар Кохба

Симон бар Кохба –

СИМОН БАР КОХБА – предводитель второго Великого восстания иудеев против римского владычества (132-135 гг. н. э.). Как стало известно из документов, найденных в Иудейской пустыне, его настоящее имя было Симон бар Косиба. Прозвище Бар Кохба (Сын Звезды) он получил в соответствии со стихом из Книги Чисел 24:17 («Восходит звезда от Иакова»), что воспринималось как реализация мессианского пророчества. Считается, что причиной восстания, наряду с социально-экономическими проблемами, были всеобщие мессианские настроения, выражавшиеся в ожидании близкого прихода Мессии. Ожидалось, что он восстановит Иерусалим и Иерусалимский Храм, освободив Святую Землю от римского господства. В отличие от Великого восстания 66-73 гг. восстание тщательно готовилось, а также имело единое руководство во главе с Б.К. Народные предания рисуют его великим воином, обладавшим богатырской силой. Очень укрепило авторитет Б.К. признание его Мессией частью наиболее выдающихся законоучителей во главе с рабби Акибой. Поводом к восстанию послужило решение императора Адриана построить на месте разрушенного Иерусалима новый город Элия Капитолина с соответствующим культом языческих богов. Сначала повстанцы, действуя партизанскими методами, вытеснили римские войска из всех городов страны и даже освободили Иерусалим, который, видимо, ещё не был укреплён римскими властями. Помощь восставшим оказывали не только иудеи из других стран, но и, по свидетельству римского историка Диона Кассия, также многие иноверцы. Есть основания полагать, что была предпринята попытка восстановить Иерусалимский Храм и возобновить жертвоприношения. Правление Б.К. продолжалось около 2,5 лет. По сохранившимся монетам и документам известно о его первосвященнике Элиэзере и о строгом соблюдении иудейских законов. При Б.К. управление страной было строго централизовано, существовала финансовая система и сбор налогов. Показательно, что, судя по найденным письмам самого Б.К. и документам его времени, разговорным языком населения Палестины тогда, наряду с арамейским и греческим, оставался еврейский. Подавление восстания потребовало от правительства империи мобилизации больших контингентов войск из самых отдалённых мест от Британии до дунайских провинций под командованием лучших полководцев. В результате кровопролитных боёв войска повстанцев были оттеснены в последний укреплённый пункт Бейтар (вблизи Иерусалима). Эта крепость пала в 135 г. н. э. после длительной осады, в ходе которой Б.К. был убит. Разгром восстания сопровождался массовым истреблением населения Иудеи, запрещением под страхом смерти соблюдения иудейских обычаев, а также изучения Священного Писания. Мужественное поведение при казни многих законоучителей, в частности рабби Акибы, стало образцом для еврейских мучеников в последующие века. Поскольку не все законоучители признали Б.К. Мессией, то талмудическая традиция сохранила и негативные отзывы о нём. Указывают на его жестокость, самовластие, недостаточное благочестие. Ему приписывается даже богохульное обращение к Богу: «Молим Тебя (Всевышний) не помогать нашим врагам; мы не нуждаемся в Твоей помощи». Литература: E.E. Urbach. The Sages – their concepts and beliefs. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts and London, England. 1987 с подр. библиографией.(Сокращённый перевод на русский Э.Э. Урбах. Мудрецы Талмуда. Иерусалим. Библиотека Алия. 1989.); Л. Шиффман. От текста к традиции. Москва-Иерусалим. 2002 с подр. библиографией.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.