КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Шулхан Арух

ШУЛХАН АРУХ (евр

ШУЛХАН АРУХ (евр. «накрытый стол») – обширный кодекс основных положений Устного Закона, составленный в г. Сафеде (Палестина) Иосифом Каро (1488 – 1575), обобщившим труды многих поколений кодификаторов прошлого. Потребность в этом кодексе была вызвана необходимостью унифицировать для всего иудейского мира талмудическое законодательство, поскольку иначе каждому раввину приходилось заново искать решение насущной проблемы, опираясь на изучение классических источников. Название своего труда Каро объяснил тем, что в нем как на накрытом столе имеются разные яства для каждого, испытывающего в них потребность. Весь кодекс состоит из четырёх разделов, по-еврейски «Арба турим». Первый раздел («тур») – «Орах хаим (Жизненный путь)» посвящен талмудическим законам, относящимся к повседневной жизни человека от утренних ритуалов до предписаний празднования субботы и праздников. Второй раздел – «Иоре деа (Обучающий знанию)» содержит законы ритуальной чистоты и нечистоты, разрешенной и нечистой пищи, частично еврейского права. Третий раздел – «Эвен га–Эзер (Камень помощи)» – включает законы семейного права, а последний четвёртый раздел – «Хошен га-Мишпат (Одежда судьи)» всецело посвящён предписаниям по вопросам уголовного и гражданского права. Каждый закон («галаха») имеет порядковый номер и приводится без приведения талмудического обоснования в виде нормативных указаний, без ссылок на источник. Кодекс Ш.А. был полностью завершён в 1555 году и опубликован в Венеции в 1565, и ещё при жизни автора выдержал шесть изданий. Однако Каро, будучи уроженцем Испании, хотя и покинул её в 1492 г. ребёнком, всё же придерживался традиции талмудического законодательства испанских евреев (сефардов). Поскольку же обычаи иудеев Германии и Восточной Европы (ашкеназов) отличались от сефардских, то талмудист из Кракова Моше бен Израиль (Иссерлис) дополнил Ш.А. законами ашкеназских талмудических мудрецов в книге «Маппа (скатерть)». Это название должно отражать её дополняющий характер к труду И. Каро. С 1569 г. обе книги печатаются вместе и стали общепризнанными для сефардов и ашкеназов, хотя некоторые религиозные авторитеты отнеслись к ней отрицательно, считая, что надо полагаться только на первоисточники. Впоследствии предпринимались попытки издать упрощённые и сокращенные версии Ш. А., самой известной из которых является «Кицур Шульхан Арух» раввина из Ужгорода Ш. Ганцфрида (1804 – 1887). Литература: Иосиф Каро // Еврейская энциклопедия. СПб. 1908–1913. Репринт М. 1991; ШУЛХАН АРУХ// Краткая еврейская энциклопедия. Т. 10. Иерусалим. 2001; Кицур Шульхан Арух (русский перевод). М. 1999.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.