КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Сковорода Г. С.

СКОВОРОДА Григ

СКОВОРОДА Григ. Саввич (1722–94) — укр. философ-моралист, поэт, педагог. Род. в простой казачьей семье, учился в Киево-Могилян. академии, вел курс поэтики в Переяславской семинарии, был домашним учителем, преподавал в Харьковском коллегиуме, откуда был изгнан за неотодоксальность трактовки «христианского добронравия (христ. этики). Последние 25 лет жизни странствовал по Украине в качестве «старчика» — бродячего мудреца-наставника. Писал стихи и диалоги, но при жизни ничего не было опубликовано.

Мировоззрение С. складывалось под определяющим влиянием Библии, толкуемой им по преимуществу аллегорически-метафорически, в духе александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский) и античной, гл. обр. стоицизма и отчасти платоновской, философии. Пафос его мысли — христианско-стоический: истина полноценна лишь в том случае, если она содействует возрастанию добродетели, понимаемой в христ. духе. Излюбленная идея С. — идея трех, существ. обр. взаимосоответствующих друг другу «миров»: макрокосма (Вселенная), микрокосма (человек), Библия («символический» мир). Каждый из этих миров, в свою очередь, состоит из двух «натур»: видимой («тварь») и невидимой (Творец, Бог). Видимая натура — тень и тленная оболочка Натуры Невидимой (см.: Невидимый мир), — неизменной животворной осн. изменчивого тварного мира. Понимание Бога как всепроникающей невидимой осн. видимого мира очень близко к пантеизму, хотя вряд ли может быть однозначно охарактеризовано как пантеистическое, поскольку рассуждения С., как правило, ускользают из сферы строго однозначных характеристик в связи с их аллегорическим характером (а иногда из-за их невразумительности). Есть основания для мнения, что С. было воспринято антич. представление о безначальности и бесконечности тварного мира. Осн. задача человека — обнаружение невидимой натуры через видимую. Решена она может быть, в частности, путем подвига самопознания: «Уразумей человека в себе, от Бога рожденного, не сотворенного в последнее жития время!» — цитирует М. Ковалинский слова С. Подобные призывы могут вводить в соблазн человекобожества, поскольку «рожденным, не сотворенным», согл. христ. Символу веры, является только Христос. Неудивительно поэтому, что С. был весьма почитаем среди духоборов, находивших в его соч. выражение своих убеждений, хотя сам он сектантом не был. С. пропагандировал концепцию «сродного труда»: занимайся тем делом, для которого ты предназначен Богом, тогда будешь счастлив. Он считал (вслед за Эпикуром), что Бог организовал мир так, что нужное человеку легко достижимо, а труднодостижимое — не нужно. С. во многом предвосхитил «опрощенческую» идеологию толстовства.

Сковорода Григорий Саввич (1722 -1794), украинский странствующий философ-проповедник, оригинальный представитель внецерковной религиозности, воспринимался как "русский Сократ", "отец русской философии" , как "народный русский мудрец" , "великий философ и народоучитель". Энциклопедическая образованность и универсализм Сковороды, соединившего античный платонизм с традицией александрийской школы толкования Библии и идеями немецкой мистики, традицию ratio и греко-православной традиции Логоса породили оригинальное учение о трех изоморфных мирах: макрокосме (Вселенной), микрокосме (человеке) и символическом мире Библии. Центральное место в философии Сковороды занимает мистическая антропология - учение о внешнем и внутреннем человеке, который изоморфен натуре и Библии, скрывающими за внешним невидимую божественную субстанцию. Палама Д. Ростовский

Земная причастность к небесной благодати (так как весь тварный мир пронизан божественным присутствием), которая составляет ее невидимую натуру, снимает непреодолимость земного и небесного и служит залогом всеобщего воскресения. Цель и смысл земного бытия стать причастным невидимой божественной натуре путем самопознания и познания своего места в мире, "сродной должности", что и делает человека счастливым и раскрывает в нем дар любви к миру и другому.

Был популярен в масонских кругах, так как его метод символико-аллегорического толкования и его учение были созвучны масонству, в частности идеям "внутренней церкви" и "внутреннего человека". Интересовались его философией славянофилы, видевшие в нем проявление национальной мудрости. Один из ранних очерков его жизни и творчества, написанный А. Хиждеу (1835) рисует его мыслителем глубоко национальным, предвосхищающим славянофильские идеи. Среди сочинений упоминаются до сих пор необнаруженные "Ольга Православная" и "Симфония о народе". В.Эрн назвал его "тайным отцом славянофильства" (с.340). Оказал влияние и на еретические течения (духоборов), которых привлекал не только его мистический символизм, но и страннический образ жизни, духовно свободной от внешней церковной обрядности. Все религиозно-мистические течения, выступающие в явной или скрытой оппозиционности к официальной церковности находили в сочинениях Сковороды близость собственным идеям.

Революционно-демократическая критика относилась к Сковороде иронически и уничижительно, рассматривая его философию как реакционную. Перекличка идей сродного труда и поприща обнаруживается у Гоголя, а прямое знакомство с его сочинениями - у Лескова, Толстого, русских символистов. Неославянофильство начала XX века воспринимала его как глубоко национального философа, как "первую борозду" собственно русской мысли ("в этой земляной народной природе Сковороды мы с удивлением видим основные черты, характеризующие всю последующую русскую мысль" (В.Эрн, с.ЗЗЗ), в связи с чем он противопоставлялся немецкой мысли и прежде всего Канту. В настоящее время активно изучается на Украине, где регулярно проводятся "Сковородинские чтения"

Сочинения Григория Саввича Сковороды, Харьков, 1894 Сковорода Григорт, Повне зЮрання meopie у двох томах, Ки!в, 1973 Сковорода Григорий, Сочинения в двух томах, Москва, 1973

Архим. Гавриил, История русской философии, изд.2. Ч.VI, Казань 1839

Багал!й Д.1. Укра!нський мандрований фтософ Гр. Сав. Сковорода,

Харьюв,1926

Барабаш Ю., Знаю человека..." Григорий Сковорода: Поэзия.

Философия. Жизнь, Москва, 1989

Вайскопф Михаил, Сюжет Гоголя, Москва, 1993

В!д Вишеньского до Сковороди, Ки!в 1972

Григорий Сковорода, Ки!в 1975

Гончаров С.А. Н. Гоголь, Г.Сковорода и учительная культура, [в:]

Н.В.Гоголь: Проблемы творчества, Санкт-Петербург, 1992

Драч 1.Ф., Кримський С. Б., Попович М.В., Григор1й Сковорода, Ки1в, 1984

Зеньковский В. В., История русской философии, m.l, ч. 1, Ленинград,

1991 [Париж, 1948]

Краснюк М., Религиозно-философские воззрения Сковороды, "Вера и

Разум" Харьков 1901 № 16,18, 21-22

Лавров А. Андрей Белый и Григорий Сковорода, Studia slavica, t.XXI, №

3-4, Budapest, 1975

Лебедев Амфиан, Г.С.Сковорода как богослов, [в: ] Сборник

Харьковского историко-филологического общества, т.8. Харьков, 1896

Лосев А.Ф. Русская философия, [в:] Лосев А.Ф. Страсть к диалектике,

Москва, 1990

Лощиц Юрий, Сковорода, Москва, 1972

Махновець Леонщ., Григор1й Сковорода, Бюграф1'я Ки1в, 1972

Пам'ят1 Г.С. Сковороди (1722-1922). 36!рка cmammie, Одеса, 1923

Табачников И.А., Григорий Сковорода, Москва 1972

Флоровский Г. Пути русского богословия, Париж, 1937

Фшософ/я Григорт Сковороди, Ки!в, 1972

Чижевський Д. Ф/лософ/я Г. С. Сковороди, Варшава, 1934

Шлет Г. Очерк развития русской философии, ч.!., Петроград, 1922

Эрн В. Русские мыслители: Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и

учение, Москва, 1912

Oljancyn Domet, Hryhorij Skoworoda. 1722-1794. Der ukrainische Philosoph

des XVIII. Jahrhunderts und seine geistigkulturelle Umwelt, Berlin-

Konigsberg, 1928

Haase Felix, Die kulturgeschichtliche Bedeutung des ukrainischen Philosopher! Grigorij Skovoroda, "Jahrbucher fur Kultur und Geschichte der Slaven", N.F. Bahd IV, Heft 1, 1928

Сергей Гончаров


Теги:  православие, русская философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Гончаров С.