|
Персоналии Евагрий ПонтийскийЕВАГРИЙ (ΕΥΑΓΡΙΟΣ) ПОНТИЙСКИЙ (ок. 346—ок. 399) – выдающийся христианский мыслитель, монах, аскет. Е. родился в небольшом городке Ивора, расположенном в провинции Понт, что на севере современной Турции. Наиболее вероятной датой рождения Е. считается 345 г.; его отец был хорепископом. В молодые годы Е., благодаря отцу, познакомился с Василием Кесарийским и был рукоположен им в сан чтеца. Внезапная смерть Василия в 379 г. стала большим ударом для Е. и он покинул родной город, отправившись в Константинополь. В столице, став учеником Григория Назианзина, Е. был рукоположен им в сан диакона и стал достаточно известным богословом, что позволило занять ему достойное место в константинопольском клире. Но увлечение замужней женщиной погубило церковную карьеру Е. Е. пришлось покинуть Константинополь; он отправляется в Иерусалим в монастырь Мелании Старшей на Масляничной горе. На Пасху 383 года Е. принимает монашеский постриг и отправляется в Египет, где проводит сначала два года в пустыне Нитрия, а затем отправляется в пустыню Келий, где, практически не выезжая, проводит оставшиеся четырнадцать лет жизни. Е. был одним из наиболее образованных церковных писателей своего времени. Наследие Е. оказало огромное влияние на развитие аскетической культуры Византии, в частности, на учение об умном делании. Вместе с тем, в многочисленных произведениях он затронул такие стороны христианского вероучения как триадология, космология, антропология, эсхатология и экзегетика. Его догматические воззрения во многом явились основанием его мистико-аскетического учения. Е. в своем творчестве осуществил синтез богословия и практического монашества. Одним из основных принципов аскетической системы Е. выступало представление, заимствованное еще из системы Оригена (см.), о том, что духовная жизни состоит из двух этапов: жизни деятельной (βίος πρακτικός) и жизни созерцательной (βίος γνωστικός). Деятельная жизнь, или делание (πρακτική), есть духовный метод, очищающий душу; его началом является вера, а конечной точкой бесстрастие. Один из важных этапов на пути очищения души, согласно Е., является борьба с помыслами. Е. впервые в аскетической литературе определил восемь родов дурных помыслов (γενικώτατοι λογισμόι): чревоугодие (γαστριμαργία), блуд (πορνεία), сребролюбие (φιλαργυρία), печаль (λύπη), гнев (ὀργή), уныние (ἀκηδία), и, наконец, тщеславие (κενοδοξία) и гордыня (ὑπερηφανία). Несмотря на большой авторитет Е. в монашеской среде, в православной традиции он считается одним из основных представителей ереси оригенизма; в своих космологических, христологических и эсхатологических взглядах, во многом сложившихся под влиянием Оригена, Е. выходит за рамки ортодоксальных представлений. Оригенизм Е. оказал влияние на богословскую полемику в Византии большее, чем оригенизм самого Оригена. Первое знакомство Е. с учением Оригена произошло в константинопольский период жизни Е., благодаря Каппадокийцам. В более поздний период жизни источниками оригенистических взглядов для Е. было общение с так называемыми «длинными братьями»: Аммонием, Евсевием, Диоскором, Евфимием и старшим современником Е. Дидимом Слепцом (см.). Сразу после смерти Е. в 399/400 г. Феофил Александрийский созывает собор в Александрии, осудивший египетских монахов, к которым при жизни был близок Е., за оригенизм. С новой силой эти споры вспыхнули в начале VI века. В 530-е гг. война с оригенизмом достигла своего апогея, вылившись в серьезное противостояние, потребовавшее вмешательства и созыва в 543 г. поместного собора, осудившего оригенизм; спустя десять лет на V Вселенском соборе (553г.) три главных учителя оригенизма Ориген, Дидим Слепец и Е. были поименно анафематствованы. Наследие Е. составляют многочисленные трактаты преимущественно аскетического содержания, и прежде всего в него входят сочинения, адресованные монахам-анахоретам. В силу обстоятельств соборных решений ряд сочинений Е. дошел до нас под именами других авторов, в том числе, Нила Синайского, Василия Кесарийского, Максима Исповедника (см.). Главные же письменные источники осужденных взглядов Е., «Гностические Главы» и «Письмо к Мелании», не сохранились в греческом оригинале и дошли до нас в сирийских и армянском переводах. Догматическое учение Е. основывается на положении о первоначальном единстве всех интеллектуальных субстанций, отпадении части из них и в грядущем полном восстановлении. Космология Е. повествует о двух творениях. Первичное творение - это сотворение «Генады», первоначального единства разумных существ – умов (λογὶκοί). Все эти разумные существа были созданы едиными и равными друг другу, пребывающими в постоянном «сущностном ведении» (γνῶσις οὐσιώδης) Бога, но по причине «первого движения» (πρώτη (αὺτεξούσιος) κίνησις), понимаемого как «нерадение» (ἀμέλαεία), «небрежение» (ἀφθλαεία) к познанию Бога, произошло их отпадение, в результате которого ими было утрачено единство и произошло разделение их на три чина (ангелы, человеческие существа, демоны). Но в этом отпадении «умы» не были оставлены Богом и за первым творением последовало второе творение, творение тел (σώματα); поэтому материальный мир у Е. выступает как результат грехопадения и наказание для отпавших умов. Единственный неотпавший ум, после добровольного воплощения в человеческое тело стал Христом. Учение о Христе как об одном из «тварных умов», по природе равном всем остальным, понимаемое как учение о предсуществовании Христа по человечеству, было одним из главных обвинений в отношении Е. Оттенок оригенизма получает и учения Е. об обожении. Материальный мир - это условие для исправления падших умов; отпав от первоначального единства, все разумные существа лишились «сущностного знания» Бога, получив взамен естественное созерцание - созерцание внешней стороны предметов, получаемое человеком в момент второго творения в силу его природы. Но у человека есть возможность освобождения – это путь, описываемый Е. в его трилогии «Практик», «Гностик», «Гностические Главы»; он состоит из трех ступеней восхождения (ἀνάβασις), соответствующих трем видам созерцания. Первые две ступени соответствуют достижению состояниям бесстрастия и «физического созерцания», понимаемого как постижение внутренних логосов тварных вещей. Третья стадия процесса обожения в учении Е. связана с его сотериологией и учением об апокатастасисе (ἀποκατάστᾰσις – греч. возвращение), кульминационным моментом которого является третье созерцание, оно же «сущностное созерцание», т.е. восстановление «умов» в их первоначальное состояние созерцания Божественной сущности; в этом отношении Ориген основывается на Пс. 141.7 и 1 Кор. 15. 24-28. Е. полагал, что осуществляемое Христом спасение завершится только тогда, когда все разумные существа возвысятся до сущностного созерцания. Поскольку Бог един, то, оказавшись в каждом, Он, восстановив первоначальное состояние, объединит всех и тогда будут устранены различия («имена и числа»), введенные в период распада Генады и второго творения.
Издания: PG. 40, 1221-1252; Sarghissian B., ed. Euagrio del Ponte: la sua vita e le sue opere: Versione Armenta del V secolo. Venezia. 1907; Frankenberg W., Evagrius Ponticus: [Werke]. 1912. Guillaumont A., ed. Les six Centuries "Kephalaia Gnostica". d'Évagre le Pontique. Paris. 1958; Guillaumont A. et. C. ed. Évagre le Pontique: Traité pratique ou la Moine. Paris, 1971; idem. Évagre le Pontique: Le gnostique ou À celui qui est devenu digne de la science. P. 1989.; Sinkewicz R.E., ed. Evagrius of Pontus: The Greek asketic Corpus. Oxf.: N.Y. 2003. Переводы: Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты. / Пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. — М.: Мартис. 1994. — 362 с.; Послание к Мелании. / Пер. с сир. Ю. Н. Аржанова. // Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 1. — М.-СПб., 2009. — С. 477-497; Лит.: Guillaumont, Antoine: Les 'kephalaia gnostica' d'Evagre le Pontique et l'histoire de l'origénisme chez les Grecs et chez les Syriens, Paris: Cerf (Patristica Sorbonensia 5), 1972.; Guillaumont, Antoine Un philosophe au désert, Paris: Vrin, 2004.; Harmless, W. & Fitzgerald, R.R. (2001). The Sapphire Light of the Mind: The Skemmata of Evagrius Ponticus. Theological Studies, 62, pp. 498–529.; Ward, Benedicta, The Desert Fathers: Sayings of the Early Christian Monks. London: Penguis Books, 2003.; Driscoll, Jeremy Evagrius Ponticus: Ad Monachos. Paulist Press, 2003.; Tsakiridis, George. Evagrius Ponticus and Cognitive Science: A Look at Moral Evil and the Thoughts. Eugene, OR: Pickwick Publications, 2010; Сидоров. А.И. Евагрий Понтийский: жизнь, литературная деятельность и место в истории Христианского богословия // Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты. / Пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. — М.: Мартис. 1994. С. 5—76. ; Аржанов Ю.Н. Евагрий Понтийский. // Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 1. — М.-СПб., 2009. — С. 465—477.
А.А. Даровских Теги: христианские ереси, православие, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Даровских А. А. |