КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Нанак

Абхишиктананда

НАНАК (NĀNAK) (15.04.1469 – 22.09.1539) – индийский духовный учитель, основатель сикхизма, автор значительной части стихов «Шри Гуру Грантх Сахиба» («Ади грантха»). Родился в деревне Талванди (Зап. Пенджаб) в семье кшатриев. Но традиционно день его рождения отмечается в полнолуние месяца картика (октябрь-ноябрь).

Достоверные сведения о жизни Н. сложно отделить от легендарных. С детства Н. демонстрировал независимость суждений и силу духа, критикуя устоявшиеся традиции. Так, в 13-летнем возрасте он отказался от обряда посвящения, считая, что внешние обряды не имеют смысла по сравнению с внутренним духовным состоянием Плохо вписываясь в социум, Н. пренебрегал своими семейными и социальными обязанностями, все свое время посвящая молитвам Богу. Однажды во время утреннего омовения Н. получил откровение: «Един Бог и имя Его – Истина. Он – бесстрашный Творец, не испытывающий ненависти к кому бы то ни было. Он бессмертен и свободен от рождений и смертей. Самосветящийся, осознаваемый лишь по милости истинного Гуру. Он был истинен вначале, истинен у истоков времён и истинен поныне». Формула этого откровения легла впоследствии в основу самой важной молитвы сикхов – «Мул мантар». По преданию, откровение сопровождалось трёхдневным путешествием к Престолу Всевышнего и получением божественных полномочий на проповедь. Н. предпринял целый ряд миссионерских экспедиций по Индии и за её пределы, четыре из которых считаются главными и именуются «удаси» (санскр. «отшельничество»).

В основе наставлений Н. лежал синтез идей классической индуистской философии и мусульманского мистицизма. Сам Н. полагал, что является лишь одним из звеньев в череде учителей, которые формально принадлежали к различным духовным традициям, но несли одну и ту же истину о едином Боге, находящемся за пределами человеческого познания (ниранкар), но, так или иначе, проявленном во всех известных пророку религиях. Цель всех религий – единение с Богом, которое достижимо, прежде всего, путём сосредоточения на Его имени (нам джап) и служения человечеству (сева), и каждый, кто преуспел на этом пути, становится святым (сантом). При этом имена Бога, явленные в разных религиях, имеют одинаковую ценность, так что гуру в равной степени обращается к нему как к Хари, Раме и Гобинду с одной стороны, и как к Аллаху, Рахиму и Малику с другой. Гуру не пытается обратить своих слушателей в какую-то новую веру: напротив, он призывает их найти Единого в рамках собственной традиции.

Вопрос о самоидентификации учеников Н. впервые встал после последнего путешествия гуру, когда в 1522 на берегах р. Рави (Пенджаб) они построили город Картапур, где Н. провёл следующие 15 лет. Считается, что именно там они стали определять себя термином «сикхи» (пенджаби – «ученик»). Именно в Картапуре Н. умер, и в его честь были построены два мемориальных памятника: мусульманский и индуистский. Старший сын Н. Шричанд прославил отца в своей поэме «Арта Сахиб», где называет его “царём царей и повелителем миров”. Преемником Н. стал гуру Ангад (1539–1552).

Соч.: Japuji: a gate way to liberation. Unistar Books, 2007; Songs of Guru Nanak / Tr. by Khushwant Singh. Hyderabad, 1969.

Лит.: Семёнова Н. И. История сикхского движения в Индии. М., 1963; Успенская Е.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. М., 2007; The New Cambridge History of India. Vol. 2. Pt 3: The Sikhs of the Punjab. Cambridge University Press, 1991; MacAuliff M. A. The Sikh Religion. Vol. 1 (The Life of Guru Nanak). Oxford University Press, 1909; McLeod W. H. Guru Nanak and the Sikh Religion. Oxford University Press, 1996; Singh Rajvant. International Bibliography of Sikh Studies. Springer, 2005.

М. Б. Демченко

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Демченко М. Б.