|
Персоналии РаманандиРАМАНАНДИ (RĀMĀNANDĪ) – члены вишнуитской религиозно-философской школы Рамананда-сампрадаи, распространённой преимущественно в Северной Индии и располагающей одним из крупнейших индуистских монашеских орденов. Основатель школы Рамананда (1400–1476) родился в селении Тривени Сангам, недалеко от современного Аллахабада в семье образованных брахманов. По преданию, Рамананда провёл юность в Варанаси, а затем отправился в паломничество по Юж. Индии, где обратился в вишнуизм школы Рамануджи (1017–1137). По возвращении на родину был лишен брахманского статуса из-за нарушения ритуальной чистоты. После многолетней аскезы на берегу Ганга Рамананда основал свою собственную школу, Рамананда-сампрадаю, проповедуя культ бога Рамы и принимая учеников, вне зависимости от их происхождения. В середине XV в. Рамананда основал в Варанаси монастырь Шри Матх и возглавил его. Впоследствии преемники Рамананды на посту настоятеля Шри Матха, а также нескольких других наиболее важных монастырей стали носить почётный титул Джагадгуру Раманандачарья. Традиционно считается, что Рамананда инициировал 12 учеников (Анантананд, Сурсурананд, Сукхананд, Нархарьянанд, Йогананд, Пипа, Кабир, Бхавананд, Сена, Дхана, Галавананд и Райдас) на ведение проповеднической деятельности по всей Индии. Среди учеников были и представители «низших» каст. Некоторые ученики стали основателями собственных школ с отличным от Р. вероучением (в частности, Кабир и Райдас). Скорее всего, «философия школы Рамананды» начала формироваться уже после смерти Рамананды: его ученик Анантананд, положил начало традиции т. н. Рама-расиков, экстатических поклонников бога Рамы. В период его деятельности оформились три основные характеристики учения Рамананда-сампрадаи: верховенство бога Рамы, философия вишишта-адвайта-веданты и божественность самого Рамананды. Рамананда начинает рассматриваться как воплощение бога Рамы, а его ученики – как воплощения прочих божеств и героев прошлого: так, Кабир считается воплощением героя «Бхагавата-пураны» Прахлады, Анантананд – творца Вселенной Брахмы, Райдас – бога смерти Ямы, и т. д. Вопрос о кастовой системе, поднятый Раманандой, ещё неоднократно вызовет споры и разногласия в среде Р. (и он до сих пор остаётся предметом диспута среди представителей школы). Одним из ключевых практических аспектов учения Рамананды и его преемников стало повторение имени Рамы, которое, с их точки зрения, обладает волшебными свойствами и способно привести адепта в царство Рамы. Имя Рамы – не просто слово, но сам Рама, принявший форму определённой звуковой вибрации, причём сила его настолько велика, что оно парадоксальным образом могущественнее даже самого Рамы. Подобно представителям других школ вишнуитского бхакти, во время обряда посвящения в Рамананда-сампрадаю гуру-Р. даёт неофиту мантру, прославляющую Раму, которую последний обязуется повторять на чётках, состоящих из 108 бусин, определённое количество раз в день. Другим важнейшим элементом культовой практики Р. стало литургическое чтение «Рамаяны» или (что чаще) «Рамачаритманасы» Тулсидаса, осуществляющееся непрерывно в течение 9 или 30 дней подряд (практика «акханда Рамаяна патх»). Несомненно, что Р. сыграли значимую роль как в религиозной, так и в социальной жизни Сев. Индии: Рамананда не только внедрил культ ещё одного божества (Рамы) в качестве высшего объекта поклонения для значительного количества индийцев, но и создал новую духовную традицию, представленную на сегодняшний день миллионами последователей (как мирян, так и монахов-вайрагьев). Джагадгуру Раманандачарьи по-прежнему оказывают заметное влияние на общественно-политическую жизнь Индии. Лит.: Burghard R. The Founding of the Ramanandi Sect. London, 1978; Chetandas Swami. Prasang Parijaat. Gokul Bhavan, 1948; Lutgendorf Ph. The Life of a Text. Performing the Rāmacaritmānas of Tulsidas. Berkley, 1991; Pinch W. Peasants and Monks in British India. Berkley, Los Angeles, London, 1996; Rūpkalā S. Bh. P. Śri Bhaktamāl. Lucknow, 2011. М. Б. Демченко Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Демченко М. Б. |