|
Персоналии ЧайтаньяЧАЙТАНЬЯ (CAITANYA), в миру Вишвамбхара Мишра (1486–1534) – бенгальский святой, один из основоположников движения нама-санкиртаны (воспевания имён Вишну), автор короткой поэмы «Шикшаштака», в которой он излагает свою концепцию бхакти, оказавшую ключевое влияние на развитие позднесредневекового вишнуизма. Некоторые школы бенгальского вишнуизма (гаудия вайшнава, гауранга нагари, баулы и пр.) считают его своим основателем. Ч. родился в г. Маяпур (Навадвип, Зап. Бенгалия) в семье ученого брахмана Джаганнатхи Мишры. В ранние годы он был известен под своим детским именем Нимай (бенг. “рождённый под деревом ним”). Другое популярное прозвище Ч. – Гауранга (бенг. “золотой”). Закончив курс традиционного образования, в 16-летнем возрасте он открывает собственный тол (санскритскую школу). Ч. получает посвящение в вишнуитскую школу Мадхвы. Уже в юности Ч. начинает проповедовать чувственное почитание (расика-бхакти) Кришны и его шакти Радхи, приобретя значительное число последователей, среди которых ведущую роль играют Нитьянанда, Гададхара, Адвайта Ачарья, Шриваса и др. Он популяризирует практику индивидуального и коллективного (в том числе и уличного) воспевания имён Кришны (санкиртана), считая её наиболее эффективным методом спасения в текущую эпоху. Базовой молитвой движения Ч. становится мантра «Харе Кришна Харе Рама». Во время религиозного пения и танцев (киртан) он часто демонстрирует экстатические состояния (плач, смех, катание по земле и пр.). После отречения Ч. от мира в 24-летнем возрасте (он получил соответствующее посвящение от монаха Кешавы Бхарати) главным центром его деятельности становится храм Джаганнатхи в Пури (Орисса). Кроме того, он совершает ряд путешествий по святым местам Индии (включая Аллахабад, Шрирангам, Каньякумари и пр.), основывая центры санкиртаны, проводя философские диспуты с пандитами других школ и обращая их в культ Кришны. Ч. умер в Пури при невыясненных обстоятельствах: согласно легендам, он слился с идолом Джаганнатхи; с точки зрения некоторых исследователей, во время одного из экстазов, он бросился в море и разбился о скалы. Ч. известен, как реформатор вишнуизма, принимавший в ученики представителей всех каст, а также пытавшийся наладить диалог с исламом. Среди учеников Ч. были обращённые им в культ Кришны мусульмане (известнейшим из которых стал Харидаса Тхакур). Ч. оказал значительное влияние на деятелей т.н. “бенгальского ренессанса” (XIX в.), включая Рамакришну и Вивекананду. На Западе и в России Ч. стал широко известен во 2-й пол. XX в. в связи с деятельностью Международного общества сознания Кришны и других проповеднических организаций гаудия-вишнуитского происхождения, принадлежащих к реформаторской ветви его школы, основанной бенгальским проповедником Бхактивинодой Тхакуром (1838–1914). Лит.:<#whitespace />Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм, СПб.: СПбГУ, 2005; Dimock E. The Place of the Hidden Moon: Erotic Mysticism in the Vaishnava-Sahajiya Cult of Bengal. Chicago: The University of Chicago Press, 1966; Rosen S. India’s spiritual renaissance: the life and times of Lord Chaitanya. Folk Books, 1998. М. Б. Демченко Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Демченко М. Б. |