|
Персоналии ЛопатинЛопатин Лев Михайлович (1855-1920) – один из самых ярких русских представителей философии персонализма. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета, который закончил в 1879 г. С 1883 преподавал на кафедре философии Московского университета. В 1886 и 1891 гг. защитил соответственно магистерскую и докторскую диссертации, которые вместе составили его труд «Положительные задачи философии» (1891). С 1899 г. был руководителем Московского психологического общества, игравшее большую роль в развитии философии в России в ту эпоху (закрыто в 1918 г.). В 1896 г. стал соредактором , а с 1905 г. – руководителем журнала «Вопросы философии и психологии». Исходные принципы для своей философии Лопатин заимствует из монадологии Г. Лейбница, однако многие его идеи перекликаются с идеями новейших философских течений, в первую очередь с философией А. Бергсона. Сам Лопатин называл свою философию «конкретным спиритуализмом». В центр всей реальности Лопатин помещал человеческую личность, главным качеством которой полагал способность к творческой деятельности и к «действительному развитию» (т.е. к радикальному внутреннему изменению). При этом категории изменения и развития Лопатин полагал возможным применять только к миру духовных сущностей, противопоставляя ему мир материальному, физический, в котором есть механическое перемещение в пространстве, но нет никакого внутреннего изменения. Подобным же образом пересматривается соотношение разных форм причинности: физическая причинность является частным случаем общего понятия причинности, в основу которого положено представление о творческом акте, совершаемом человеческой личностью. При этом Лопатин считает творчество сущностной характеристикой личности, поэтому творческий элемент есть во всех проявлениях личности, начиная с элементарного ощущения. Поскольку творчество немыслимо вне времени, последнее также является неотъемлемой характеристикой личности. При этом Лопатин оборачивает обычное отношение между этими качествами, для него первоисходным является именно творчество, которое порождает форму времени. Каждый творческий акт создаёт новое состояние, вытесняющее предшествующие состояния, это и есть время. Поскольку сама личность конституирует время, она не подчинена ему, а возвышается над временем как нечто целостное и единое, т.е. является субстанцией. Время Лопатин рассматривает как форму взаимодействия субстанций (человеческих личностей). Мир субстанций как таковых является первичным по отношению к физическому миру; объекты и явления последнего Лопатин рассматривает как «психические значки» творческих действий субстанций. Важнейшим принципом философской концепции Лопатин является утверждение о том, что субстанция имманентна своим явлениям, т.е. ее невозможно рассматривать и описывать независимо от системы явлений, в которых она дана в физическом мире. Это положение существенно отделяет «конкретный спиритуализм» Лопатина от новоевропейской традиции понимания субстанции (Декарт, Лейбниц); однако во многих конкретных рассуждениях Лопатин не проводит этот новаторский принцип достаточно последовательно, что стало предметом критики со стороны В.С. Соловьёва. Этика Лопатина основывается на идее гармоничного взаимодействия субстанций, при этом зло есть обособление и эгоистическое самоутверждение отдельных субстанций (личностей), разрушающее их взаимосвязь; наоборот, добро — это движение ко все большему единству субстанций. При этом Лопатин считал, что ценность органического единства субстанций не означает умаления ценности отдельной субстанций: в целом, в единении со всеми другими субстанциями, каждая субстанция-личность должна с ещё большей полнотой раскрыть свое значение в бытии.
Литература
Сочинения: Лопатин Л.М. Лекции по истории новой философии. Вып. I. Кант и его ближайшие последователи. М., 1915. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1995. Лопатин Л.М. Аксиомы философии. Избранные статьи. М., 1996.
Исследования: Ермишин О. Т. Л. М. Лопатин против В. С. Соловьева: (к истории одного спора) // История философии. М., 1999. № 4. С.44-56. Мишин Н.А., Против течения. Жизнь и творчество Л.М. Лопатина // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1992. № 4. С. 35–44. Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Пг., 1922. Прасолов М. А. Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме. СПб., 2007. Рубинштейн М.М. Очерк конкретного спиритуализма Л.М. Лопатина // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1911–1912. Кн. 2/3. С. 243–280.
И.И. Евлампиев
Теги: русская философия Дисциплина: Философия Авторы: Евлампиев И. И. |