КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Лосский Н. О.

Форма сдачи статей научными редакциями

Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965), русский философ. Обучался на физико-математическом (1891–1894) и с 1894 г. – на историко-филологическом факультетах С.-Петербургского университета. В 1901–1903 гг. совершил научную поездку в Германию. большую известность Лосскому принесла книга «Обоснование интуитивизма» (1-е изд. под назв. «Обоснование мистического эмпиризма», 1904-05, затем два издания 1906 и 1908), написанная на основе диссертации «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (1903). В 1907–1921 преподавал в С.-Петербургском университете, перевёл «Критику чистого разума» И. Канта (1907). В 1921 г. уволен из университета и в 1922 г. выслан из России. До 1942 г преподавал в Праге в Русском университете. В г. 1946 уехал к своему сыну в США, в 1947–1950 гг. преподавал в Св.-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке.

Свою систему Лосский называл «конкретным идеал-реализмом» считая себя наследником идей А.А. Козлова и Л.М. Лопатина. Большое влияние на Л. оказали концепция всеединства В.С. Соловьёва, а также идеи А. Бергсона, Э. Гуссерля, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, В. Шуппе, И. Ремке и др.

В книге «Обоснование интуитивизма» Лосский, излагая свою гносеологию, исходит из имманентности объекта познания субъекту, причем различает знание об объекте и непосредственное присутствие объекта в сознании; знание конституируется через акты сравнения и различения, в которых проявляется активность субъекта в познании. Важной проблемой при этом становится различение субъекта, «я» и мира. Лосский считает, что каждый непосредственно способен различать субъективные и транссубъективные (объективные) элементы сознания и тем самым проводить границу между «я» и «не-я». К субъективным элементам относятся акты внимания, сравнения, различения и выделения (отдельных переживаний), акты мышления и т.п.; их отличает чувство своей активности. Напротив, все транссубъективные элементы осознаются как пассивные, как относимые к чему-то за пределами «я». Лосский дает свое понимание первичных<#whitespace />и<#whitespace />вторичных<#whitespace />качеств: они в равной степени непосредственно присутствуют в сознании, но первичные качества не имеют прямых корреляций с телом человека, а вторичные имеют такую корреляцию. Познание объектов мира «не-я» осуществляется так же непосредственно, как и познание внутренних аффективных переживаний. Такое представление о познании Лосский называл мистическим, или универсалистическим, эмпиризмом (также интуитивизмом), поскольку источником знания полагается «вхождение» в сознание самих объектов. Противопоставляя его наивному эмпиризму, Лосский утверждал, что мы непосредственно обладаем в сознании всеми элементами мирового бытия вне зависимости от их пространственно-временных характеристик (отсюда следует возможность ясновидения, «мистического» восприятия объектов).

В книге «Мир как органическое целое» (1915) Лосский выстроил онтологию, обосновывающую его интуитивистскую гносеологию. Называя свое мировоззрение органическим, Лосский полагает исходным целостность, единство всего существующего. Мировое единство он понимает как «конкретно-идеальное» бытие независимых существ, «субстанциальных деятелей». Их единство обуславливается Богом, возвышающимся над ними. Бога Лосский описывает как Божественного Ничто, познаваемое нами в мистической интуиции. Бог творит субстанциальных деятелей, но их единство должно стать результатом их собственных усилий. Если они направляют свою свободу на единение друг с другом и с Богом, возникает Царство Божие, в котором отсутствуют характеристики пространства и времени с их «негативными» свойствами внеположности, вытеснения одних элементов другими и непреодолимой раздельности. Согласно Лосскому, Царство Божие абсолютно реально, и только его реальность и обусловливает относительные единство и гармонию материального мира.

Часть сотворённых Богом субстанций свободно соединились друг с другом и сохранили неразрывную связь с Богом, они образовали Царство Божие, но другие «отпали» от этого единства, их свобода приобрела характер эгоистического самоутверждения; именно последние субстанции стали коллективным «творцом» нашего разделённого мира. Время и пространство нашего мира – это формы реализации действия таких субстанций. Пространство, разделяющее две точки, — это выражение отталкивания субстанций (которые сами имеют непространственный характер), причём чем больше это отталкивание, тем больше расстояние между соответствующими точками. Именно такой негативный характер деятельности субстанциального деятеля приводит к конституированию его материального тела. В свою очередь каждое материальное образование (от электрона до вселенной в целом) является телом некоторого деятеля.

Однако даже противоборствующие субстанции сохраняют относительное единство, это проявляется, например, в целостности и связности самих структур пространства и времени. Самый высокий уровень единства деятелей реализуется в виде совокупности идеальных отношений, идеальных форм, подобных миру идей в философии Платона. Этот уровень единства есть Отвлечённый<#whitespace />Логос, само же Царство Божие по отношению к нашему миру есть Конкретный Логос (Лосский называл его также Софией). Субстанции могут выбрать путь ещё большего отдаления от Бога и Царства Божьего, это является источником зла в мире. Но у них есть и возможность утверждения себя не в противоборстве, а в любовном единении с другими субстанциями.

Самым наглядным проявлением негативного, нецельного характера нашей действительности выступает смерть, которую Лосский понимает как распадение материального тела – сложного материального объекта, представляющего собой на самом деле «совокупное тело» множества субстанций. Поэтому смерть — это распадение относительного, временного единства некоторого количества субстанций, собственное же тело отдельного субстанциального деятеля, так же бессмертно, как и сам деятель: оно лишь меняется, испытывая трансформации по мере изменения деятеля (его сознания).

Лосский стал одним из немногих русских философов, создавших цельную и законченную философскую систему, включающую все традиционные разделы (онтологию, гносеологию, антропологию, этику, эстетику).

 

Литература

 

Сочинения:

Лосский Н.О. Бог и мировое зло (Достоевский и его христианское миропонимании; Ценность и бытие; Бог и мировое зло). М., 1994.

Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. СПб., 1994.

Лосский Н.О. Избранное (Обоснование интуитивизма; Мир как органическое целое; Свобода воли). М., 1991.

Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.

Лоский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

 

Исследования:

Борзова Е.П. Николай Онуфриевич Лосский: философские искания. СПб., 2008.

Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001. Глава 6. Иерархический персонализм Н.О. Лосского.

Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002. Глава 10. Философская система Н. Лосского.

Ермичев А. А. Штрихи к пониманию философии Н. О. Лосским // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993. № 4. С.64-69.

Ермичев А. А., Никулин А. Г. А. И. Введенский и Н. О. Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Петербургском университете // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 12. СПб., 1999. С.87-105.

Николай Лосский: Библиография / Сост. Б. и Н. Лосские. Paris, 1978.

Овчаров А. А. Основы идеал-реалистической теории интуиции (Анализ интуитивизма Н. О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). Кемерово, 1999.

Шалимов П. Б. Н. О. Лосский как историк русской философии. М., 1993.

 

И.И. Евлампиев

 


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Евлампиев И. И.