|
Персоналии КавелинКАВЕЛИН Константин Дмитриевич (04.11.1818 – 03.05.1895) - историк, философ, публицист, правовед, теоретик либерализма. Происходил из дворянской семьи (отец К. был первым директором Петербург. Ун-та). После окончания юридич. Ф-та Моск. Ун-та (1835-39) К. служил в Мин-ве внутр. дел, в канцелярии комитета министров. Занимался преподавательской деятельностью. В годы студенчества был близок к славянофилам, личную дружбу с к-рыми сохранил на всю жизнь. В период службы в Петербурге (1842-43) испытал сильное влияние Белинского (бывшего ранее его домашним учителем), под влиянием которого избавился от славянофильских увлечений и стал убеждённым западником. В 1844-48 преподавал историю права в России в Моск. ун-те, где сблизился с Т.Н. Грановским и С.М. Соловьёвым. В 1847 г. в № 1 ж-ла «Современник» напечатал статью «Взгляд на юридический быт древней России», ставшей одной из базовых оснований русского западничества и принесшей автору широкую популярность. К. впервые построил периодизацию истории России не по внешним событиям, а по изменениям обществ. уклада. В истории России он видел три этапа: родовой, семейный и государственный. Последний окончательно утвердился после реформ Петра I, а с ним вместе в русской жизни стало укрепляться признание личного достоинства. Самодержавие является естественной формой русской государственности, так как оно отвечает представлениям народа о царе-батюшке. Иное дело, что государственный аппарат из-за своей замкнутости становится чуждым народной жизни. С 1848 он вернулся в Петербург. В начале 50-х годов вокруг К. сложился кружок, члены которого сыграли видную роль в подготовке Великих реформ 1860-70-х годов. К. составил “Записку об освобождении крестьян России” (1855). «Записка» К. была одним из первых детально проработанных проектов освобождения крестьян с землей и за «вознаграждение владельцам». В 1857 К. был приглашён на кафедру гражданского права в Петербург. ун-т и одновременно стал преподавать правоведение наследнику престола вел. кн. Николаю Ал-дровичу (1857-58). В 1861 после студенческих волнений К. оставил ун-т, осудив действия администрации по «наведению порядка» В 1862 году был командирован за границу для изучения положения европ. ун-тов. Предоставленные им отчёты послужили материалом для университетской реформы 1863. Изд. в Берлине анонимной брошюры “Дворянство и освобождение крестьян” (1862) К. положил начало разрыву с революц. демократами, т.к. высказался против требования немедленного введения в России конституции, ибо считал невозможным действенно народное представительство на данном этапе. С середины 1860-х К. сознательно отказался от историч. исследований, сочтя свои силы исчерпанными в этой области, и отдался изучению обществ. и филос. проблем. От увлечений системами Шеллинга и Гегеля он перешёл к позитивизму, в к-ром видел ключ к решению всех филос. вопросов. В капитальном тр. “Задачи психологии” (1872) К. попытался примирить воззрения идеалистов и материалистов на психич. явления, чем вызвал нападки с обеих сторон в лице Самарина и Сеченова. В 1878 возглавил кафедру гражданского права в Военно-юридической академии. Последние крупные работы К. “О задачах искусства” (1878) и “Задачи этики” (1884) не имели обществ. резонанса. Соч.: Собр. соч.: В 4-х т. СПб., 1897-1900; «Наш умственный строй». Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989; Записка о нигилизме // исторический архив М., Л., 1950. Т. V. Лит.: Милюков П.Н. Юридическая школа в русской историографии // Русская мысль. 1886, № 6.; Мякотин В.А. К.Д. Кавелин и его взгляды на русскую историю // Русское богатство. 1898, № 2; Демченко А.А. Из истории размежевания революционных демократов с либералами (Чернышевский и Кавелин) // освободительное движение в России. Саратов. 1979; Китаев В.А. К.Д. Кавелин: между славянофильством и западничеством // в раздумьях о России (XIX в.). М., 1996; Цамутали А.Н. Вся история есть по преимуществу государственная: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин // Историки России XVIII – начала XX вв. М., 1996; Арсланов Р.А. Кавелин: человек и мыслитель. М., 2000; Киреева Р.А. Государственная школа; историческая концепция К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. М. 2004. Теги: русская философия Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Ермичев А. А. |