КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Милюков

МИЛЮКОВ Пав

МИЛЮКОВ Павел Николаевич (15.01.1859 – 31.03.1943) — известный историк и крупный политический деятель, лидер рус. либерализма. Род. в Москве в семье городского архитектора. В гимназич. кружке начала определяться его западнич. ориентация. В 1877 он поступил на филологич. ф-т Моск. ун-та. Особ. влияние на М. оказали историки П. Г. Виноградов и В. О. Ключевский. После окончания ун-та М. был оставлен на кафедре рус. истории проф. Ключевского. В 1882 защитил магистер. дисс. «Государственное хозяйство России в первой четверти 17 столетия и реформа Петра Великого». Благодаря тр. «Очерки по истории русской культуры» (1896—1903) историк приобрел обществ. известность.

Мировоззрение М. можно отнести к разновидности позитивизма. История рассматривалась им как строго закономерный процесс, за рамки к-рого деятельность личности выйти не в состоянии. Для мышления М. был характерен многофакторный подход с акцентом на психологич. плане обществ. жизни. В отн. рус. истории М. воспринял все осн. концепции гос. теории и придерживался чисто западнич. ориентации. Это выразилось в интерпретации России как отсталой европ. страны, отличающейся более медленными темпами развития, чем страны Зап. Европы, более низким уровнем культуры и преобладанием гос. фактора над экономическим и социальным. Представления М. о «крайней элементарности» и «примитивности» рус. истории заставляли его признавать прогрессивную роль иностр. заимствований и влияний на Россию. Экономическая отсталость России предопределила неразвитость социальной структуры, что обусловило ведущую роль государственной власти.

Представления М. о культуре идут в рамках теории культурного полицентризма. Несмотря на внешнее разнообразие культур они имеют некоторые общие генетические черты; например, каждая из них проходит три стадии развития. Но культурное своеобразие определяется ее «месторазвитием», развитием природных условий существования культуры. В частности, русская культура определяется европейскими и азиатскими природными условиями. Россия – это «Европа, осложненная Азией». Она – форпост европейской культуры на Востоке, хотя природные условия и государственный строй России скорее тормозили ее развитие. Тем не менее М. видел сближение русской культуры с европейской.

Первыми шагами в политич. деятельности М. явились лекции и выступления оппозиционного содержания, за к-рыми последовали 3-годичная рязанская ссылка, затем полугодовое предварительное заключение и полгода тюрьмы, во время к-рых историк продолжил работу над «Очерками». Политич. активность М. возросла после создания в 1905 конституционно-демократич. партии. Ее тактич. линию М. видел в таком сближении конституц. и революц. движений, при к-ром, используя угрозу революции, либералы могли бы добиться выполнения своих конституционных требований. Подобное сотрудничество левых радикалов и либералов М. считал единств. средством политич. победы над самодержавием. По его собств. признанию, он ошибочно надеялся, особ. по отн. к большевикам, что революц. организации постепенно откажутся от переоценки собств. сил и займут более умеренную позицию (см. «Воспоминания», т. 1, с. 348). Как лидер конституционно-демократич. партии, М. руководил ее фракцией во всех четырех Думах, хотя не был чл. двух первых Дум. Он представлял собой прагматич. тип политика, рационалиста по мировоззрению и безжалостного борца по складу характера, чуждого всякой религиозности, тем более церковности, отвергающего все иррациональное и недоказуемое.

После февральской революции М. стал министром иностр. дел в первом Временном пр-ве. Вопреки мнению большинства сподвижников, он настаивал на необходимости сохранения монархии до Учредительного собрания. Из-за разногласий с Керенским М. вышел из состава пр-ва. После Октябрьской революции он начал борьбу с большевизмом, принял участие в формировании Добровольческой армии, вел переговоры с германским командованием о реставрации монархии. После поражения белых уехал в Англию, затем обосновался в Париже. В годы второй мировой войны М. горячо сочувствовал Красной Армии. Умер во Франции в возрасте 84 лет.

Соч.: Главные течения русской исторической мысли, 2-е изд. М., 1898; Государственное хозяйство России в первой четверти 18 столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1892; Интеллигенция и историческая традиция // Интеллигенция в России. СПБ., 1910; Три попытки (к истории русского лжеконституционализма). Париж, 1921; История второй русской революции. София, 1921—24. Т. 1, вып. 1—3; Россия на переломе. Большевистский период русской революции. Париж, 1927. Т. 1, 2; Воспоминания (1859—1917). М., 1990. Т. 1, 2. Очерки по истории русской культуры. М., 1993-1995. Ч. 1-3. Дневник П.Н. Милюкова. 1918-1921. М. 2004.

Лит.: П.Н. Милюков. Сб. материалов по чествованию его 70-летия, 1859-1929. Париж. 1929; Вандалковская М.Г. П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер. История и политика. М., 1992; Думова Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П.Н. Милюкова. Ч. 1. М. 1993; П.Н. Милюков: историк, политик, дипломат. Материалы научн. Конференции. М., 2000.


Теги:  политика и государство, русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Ермичев А. А.