КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Свенцицкий В. П.

СВЕНЦИЦКИЙ В.П.

 

Свенцицкий Валентин Павлович (30.XI.1881 – 20.X.1931) – богослов, публицист, прозаик, драматург. В 1903-1907 гг. учился в Московском университете, где познакомился с В.Ф. Эрном, А.В. Ельчаниновым, А. Белым, П.А. Флоренским.

Инициатор (вместе с В.Ф. Эрном) «Христианского Братства Борьбы» и, возможно, его главный идеолог. Он был автором декларации «О задачах Христианского Братства Борьбы» («Освобождение» 1905, 6 июня. № 73) и выступления «Христианское Братство Борьбы и его программа» на заседании незарегистрированного Московского Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева 21 ноября 1905 г. Им написаны обращения ХББ «К епископам православной церкви», «К рабочим», «К обществу».

Большой общественный резонанс вызвало его «Открытое обращение верующего к православной Церкви» с требованием протестовать против насилия, которое творит власть, прикрываясь именем Христа. («Полярная звезда». 1906, 3 февраля. № 6). В 1905-1907 гг. С. активный участник религиозно-общественной жизни Москвы и Петербурга (выступления в московском и петербургском Религиозно-философских обществах, в журналах «Век», «Живая жизнь», в сборниках «Вопросы религии» и др.). С. обличает преступление евангельских заповедей государством и синодальной церковью, бездуховность «передового» общества, критикует марксистский социализм, позитивизм, ницшеанство.

В 1908 г. С. публикует роман «Антихрист. Записки странного человека», оценённый многими как саморазоблачение тёмных сторон собственной души. Роман очевидно носил автобиографический характер. К тому же, открылись явно предосудительные поступки С. Это, с одной стороны, привело к прекращению деятельности ХББ и, с другой стороны, к остракизму С. со стороны московского общества. С. тяжело переживал собственное поведение, недостойное христианина, и с помощью духовника прп. Анатолия Оптинского нашёл силы преодолеть свою слабость.

С 1909 г. С. вместе с еп. Михаилом (Семёновым) и св. И. Брихничевым принимает участие в движении «голгофского христианства».

В 1915 г. С. издаёт «Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам Кавказских гор», выразившей глубокое понимание сути христианской жизни и христианского подвига.

В сентябре 1917 г. С. был рукоположен в иерея и стал армейским проповедником. Активный участник белого движения. С 1920 г. служил и проповедовал в московских храмах. Боролся с обновленцами-живоцерковниками. В 1928 г. разорвал каноническое и молитвенное общение с митр. Сергием (Страгородским). Перед смертью С. покаялся в отпадении от соборного единства и получил прощение. С. скончался в больнице г.Канска (Красноярский край).

Соч.: Собрание соч. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901-1907). М., 2008; Собр. Соч. Т. 2. Письма ко всем. Обращения к народу. 1905-1908 М. (без даты); Диалоги. М., 1999; Граждане неба. СПб., 1994. Монастырь в миру. Т 1-2. М., 1995-1996.

Лит.: Колеров М.А. Не мир, но меч. Религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902-1909 СПб., 1996. С.В. Чертков. Писатель-проповедник // Свенцицкий В.П. Собрание сочинений. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901-1917). М., 2008. С. 632-661.

 

 


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Ермичев А. А.