КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Чичерин

Чичерин Бор

Чичерин Борис Николаевич (26.05(7.06).1828 – 3(16).02.1904) — историк, философ, правовед, обществ. деятель, один из лидеров рус. либерализма. Вместе с С. М. Соловьевым и К. Д. Кавелиным Ч. считается основателем т.н. гос. школы в историографии. Его главным теоретическим достижением является философско-правовое и философско-историческое оформление и обоснование этой школы. Окончил Моск. ун-т, где испытал сильное влияние Грановского. В период с 1861 по 1868 занимал кафедру гос. права в Моск. ун-те. В начале 60-х г. вел занятия с наследником престола Николаем Александровичем. В 1882—83 являлся моск. городским головой. Уволен с этой должности по распоряжению императора Александра III, усмотревшего в его речи на коронации призыв к конституции. Осн. тр.: «Областные учреждения России в 17 в.» (1857), «Опыт по истории русского права» (1859), «Мистицизм в науке» (1860), «Собственность и государство» (1883), «Положительная философия и единство науки» (1892), «Философия права» (1901). Познакомившись еще в студ. годы с философией Гегеля, Ч. оставался верен ей, интерпретируя гегелевскую диалектику как способ обновления и систематизации наличного знания. Вместо гегелевской триады как принципа логического развёртывания знания говорил о тетраде. Элементами движущимися к Абсолюту человеческого духа являются тезис, единство, множество и конечное единство. В высшем синтезе абсолютного и относительного сохраняется разнообразие мира, включая личность, которая носит в себе абсолютное начало. Социальность тоже входит в определение личности, так как абсолютное начало, выступая как независимость и самоопределение, проявляется в отношении других лиц. Признание самоценности личности влечет за собой идею права и возможность формально-правового равенства Он придерживался правогегельянского направления, выступал противником революц. демократов, в 1880—90-е гг. активно критиковал марксизм. Противопоставляя гос-во об-ву, был сторонником конституц. монархии как наиб. разумной формы политич. устройства. Утверждая органичность и закономерность историч. процесса, Ч. отвергал идеи насильственного вмешательства в его ход, отстаивал путь мирных реформ. (См. Гегельянство русское).

Соч.: Вопросы философии. М., 1904; История политических учений: В пяти томах. М., 1869-1902; Собственность и государство: В двух томах. М., 1882-1883; Россия накануне ХХ столетия. Берлин. 1901. Наука и религия. М., 1999.

Лит.: Зорькин В.Д. Чичерин. М. 1984; Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних либералов. М., 1995; Ерыгин А.Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии истории русского либерализма (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин) Ч. 1. Ростов н/Д. 2004; Искра Л.М. Б.Н. Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж. 1995; Китаев В.А. Либеральная мысль в России (1860-1880гг.) Саратов. 2004; Tommaso Dellera. Liberalismo e rappresentanza popolare nella filosofia politica di Boris Nikolaevič Čičerin. Roma. 2009.


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Ермичев А. А.