|
Персоналии ЯковенкоЯковенко для Богосл. сл. Яковенко Борис Валентинович (24.05[6.06] 1884 – Тверь – 16.01. 1949, Прага) – философ, историк, переводчик, журналист и издатель. Сын земского статистика и книгоиздателя В.И. Яковенко. Учился в Свободном Русском университете (Париж), Московском университете (1903-1905),а в 1906-1908 гг. – в университете Гейдельберга (Германия). Я. – один из русских организаторов журнала «Логос». С 1910 г. он – активный участник философской жизни Москвы (издательство «Мусагет», Московское Психологическое общество). С 1914 г. живёт в Италии, а с 1925 г. – в Чехословакии. В 1925 г в Праге вместе с С.И. Гессеном и Ф.А. Степуном возобновляет русское издание «логоса» (появился один номер). С 1927 по 1942 г. Я. Сотрудничает с чешским журналом «Философское движение». В 1929-1931 годах на собственные средства изда1т «международный журнал русской философии, науки о литературе и культуры» «Русская мысль» (на немецком языке). В 1935-1943 гг. издаёт «Международную философскую библиотеку2 (40 выпусков на немецком языке). С 1930 г. – член постоянного комитета по организации Международных философских конгрессов. В начале творческого пути (Москва 1910-1914) Я. Выступал как пропагандист новейших результатов европейской философии (статьи о Г. Риккерте, Г. Когене, Э. Гуссерле, обзоры немецкой, итальянской и американской философии) и её историк, (статьи о С. Маймоне, И.Г. Фихте, Гегеле), оппонент религиозной философии рус. духовного ренессанса (выступления против С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского), защитник философии как научной дисциплины, содержание к-рой свободно от действия к.-л. внефилософских мотивов. В эти годы философские взгляды Я. сложились в виде системы трансцендентального плюрализма, или критико-трансцендентального интуитивизма. Её первое изложение дано в ст. «О Логосе» (Логос. 1911. Кн. 1), «Что такое философия. Введение в трансцендентализм» (Там же, 1911-1912. КН. 2-3), «Об имманентном трансцендентализме, трансцендентном имманентизме и о дуализме вообще. Второе, более специальное введение в трансцендентализм» (Там же. 1912-1913. Кн.1, 2) и «Путь философского познания» (там же 1914. Кн. 1, вып. 1). Любая философия по Я., даже самая отвлечённая, отправляется от жизни, дающей ей материал для анализа и рефлексии, является интерпретацией жизни, поиском её существа и смысла. Сущее «во всём своём целом, во всех своих деталях, во всех своих побуждениях» – вот высшая цель философии. Философия изначально дуалистична. Она возникла, когда человек почувствовал разницу между собственным бытием вещи и её данностью в восприятии. Так в философии появилась проблема трансцендентного, выступающая как отношение сущности и явления, единого и многого, чувственного и сверхчувственного. Избежать дуализма и преодолеть разрыв субъекта и объекта, сущности и явления и т.д. возможно на пути истолкования сущего не трансцендентно, не за пределами познания, а имманентно, внутри этих пределов. Поиск сущего а «океане наивно-догматических наличностей» сознания совершается, считает Я., посредством операций двух видов: ограничения и освобождения. С помощью первых философия отделяется от науки, права, искусства, нравственности, религии по признакам психологическим, гносеологическим и методологическим. С помощью вторых, сводящихся к «критическому отчислению» субъекта из содержания познания, мы избавляем познавательный процесс от натурализма, антропологизма, психологизма, вносимых в него субъектом. Так мы приходим к чистой мысли как таковой, объективной и принципиальной основе содержательного состава познания. Этот мотив философии Я., заимствованный им у Г. Когена, сопрягается и с др., идущим от Г. Риккерта, когда сущее толкуется как совокупность более или менее определённых культурных ценностей и смыслов, к-рые сознание и душа носят в себе как данное, но принципиально Отличное от них и самостоятельное в своём значении. Отсюда философское познание имеет две стороны: научно-критическую, обращаемую к субъекту, и мистическую, обращённую к самому сущему, обнаруживаемому как система множества вполне самостоятельных ценностей. При оценке сущего критико-гносеологически оно выступает кА само абсолютное познание, «положительная мистика», к к-рой приходят от «беспредельного сомнения». Финал этого процесса таков: «Подлинное философское постижение есть самоупразднение философской мысли в Сущем и прямое наличествование Сущего» (Мощь философии // Логос. 1925. Кн. 1. С. 40). Сама история философии предстаёт как самопознание сущего, в к-ром исторические этапы приобретают значение систематического единства категорий. Иррациональность жизни снимается культурой, а последняя опять-таки находит своё завершение в философии. Социальной проекцией философского плюрализма Я. Считал демократию, существенным моментом к-рой он полагал и внесённое рус. большевизмом требование свободы труда, и представление о личности как трудовой, к-рая и становится вершителем государственного бытия. Проживая в Италии Я. Внимательно следит за событиями революции и гражданской войны в России, осмысливая их в книгах «Философия большевизма» (Берлин 1922) и «История Великой русской революции» (два тома, не опубликована). Позже основным предметом научных интересов Я. становится история русской философии – множество статей, неопубликованные монографии о П.Я. Чаадаеве и В.Г. Белинском, «История гегельянства в России» (на немецком языке) и др. В 1939 г. на чешском языке он опубликовал фундаментальный труд – «История русской философии», первое в историографии русской философии полное исследование событий отечественной философской жизни XVIII – первой трети XX века. Последующие историки (В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский) шли по пути, проложенному Я., даже если вели полемику с его методологическими подходами и выводами. Сам Я. определил русскую философию как «совокупность многообразных философских и вообще идейных проявлений, размышлений и построений, возникших на территории русского государства…». Соч.: Мощь философии. СПб., «Наука». 2000. История русской философии. М., «Республика». 2003. Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте. СПб., «Наука». 2004. «Современная эпоха развивается и протекает под знаком русского духа». Вступительные статьи к трём номера журнала “Der russische Gedanke” // Вестник Русской Христианской академии. 2009. Т. 10. Вып. 2. Лит.: Лосский Н.О. памяти философа Б.В. Яковенко // Новое русское слово. Нью-Йорк. 1949. 24 февраля. Магид С.Я. Философ Яковенко (подготовительные материалы) // Духовное течение в русской и украинской эмиграции в Чехословацкой республике. Прага. 1999. Ермичев А.А. О неокантианце Б.В. Яковенко и его месте в русской философии // Б.В. Яковенко. Мощь философии. СПб., «Наука». 2000. Ермичев А.А. «На основе географических и этнографических соображений»: учение Б.В. Яковенко о русской философии // Вопросы философии. 2008. № 8. Иваненко А.А. Б.В. Яковенко: борьба «за» или «против» Логоса? // вестник Русской Христианской Гуманитарной академии. Т. 11. Вып. 4. Мелих Ю.Б. Плюралистический большевизм Б.В. Яковенко // Вече. Журнал русской философии и культуры. 2011. № 23. Ермичев А.А. Теги: русская философия Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Ермичев А. А. |