|
Персоналии КундакундаКУНДАКУНДА, Kundakunda (III-IV вв.) – один из наиболее ранних и авторитетных дигамбарских философов джайнизма. Также известен под именем «Падманандин». Традиция относит время жизни К. к I в. н.э., считая К. учеником последнего шрутакевалина-«знатока предания» Бхадрабаху и учителем Умасвати. К. приписывается авторство 84 произведения, из которых дошло не более 15. Наиболее значимыми являются «Правачана-сара», «Самая-сара», «Нияма-сара», «Панчастикая-сара», «Двадаша-анупрекша» и «Аштапрабхрита», первые четыре из которых входят в третью часть дигамбарского канона под названием «дравья-ануйога» и являются теоретической основой для всей последующей дигамбарской философии. Основной акцент в учении К. сделан на различении подлинной и обыденной точек зрения при анализе духовной субстанции и ее связи с кармической материи. Смелое применение «доктрины точек зрения» приводит К. к радикальному выводу о том, что осознание нереальности и не подлинности связи души и материи является, по сути, главной целью духовного самосовершенствования и реализацией основного сотериологического идеала джайнизма, т.е. освобождения. Все сочинения К. написаны на пракрите (т.н. «дигамбари»), но имеют и санскритскую версию. Лит.: Kundakunda. Niyamasаra. Ed. by J.L. Jaini. Lucknow, 1931 (Sacred Books of the Jains. Vol. 9); Kundakunda. Pa$cаstikаyasаra. Ed. by A. Chakravarti. Arrah, 1920 (Sacred Books of the Jains. Vol. 3); Kundakunda. Pravacanasаra. The Pravacana-sаra of Kundakunda вcаrya together with the commentary Tattva-dгpikа by Amзtacandra Sеri. English transl. by B. Faddegon, ed. with an Introduction by F.W. Thomas. Cambridge, 1935 (Jaina Literature Society series.Vol.1); Kundakunda. Pravacanasаra. Ed. by A.N. Upadhye with Sanskrit comm. of Amзtacandra and Jayasena. Bombay, 1935; Kundakunda. Samayasаra. Ed. by J.L. Jaini. Sacred Books of the Jains Vol. 8. Lucknow, 1930; Johnson W.J. Harmless Souls: Karmic Bondage and Religious Change in Early Jainism with Special References to Umаsvаti and Kundakunda. Delhi, 1995 (Lala S.L Research Series. Vol. 9); Железнова Н.А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 2005; Железнова Н.А. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры. Историко-философские очерки. М., 2012. Н. А. Железнова Теги: джайнизм Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Железнова Н. А. |