|
Персоналии МахавираМАХАВИРА, ДЖИНА ВАРДХАМАНА (mahаvгra jina vardhamаna, санскр. «великий герой», «победитель», «растущий») – 24-й тиртханкар, исторический основатель джайнизма. Род. в семье кшатрия Сиддхартхи из рода Джнятри, в городе Кундаграма царства Вайшали (рядом с совр. Патной, в сев. Бихаре). Традиционно считается, что Д.М. жил между 599 и 527 гг. до н.э., однако более вероятно, что время его жизнедеятельности приходится на 549/540 – 477/468 гг. до н.э. Согласно шветамбарской версии жизнеописания Д.М., первоначально он был зачат в лоне брахманки Дэвананды, однако поскольку тиртханкар должен принадлежать к кшатрийскому (царско-воинскому) сословию по решению богов Индра перенес зародыш Махавиры из лона Дэвананды в лоно кшатрийки Тришалы, сестры вождя племени личчхавов Четаки. По дигамбарской версии, Д.М. сразу был рожден Тришалой. Появление Д.М. на свет (13-й день светлой половины месяца чайтра - 30 марта 599 г. до н.э. по европ. летоисчислению) сопровождалось музыкой, цветочным дождем и ликованием обитателей небес. О детстве и отрочестве Д.М. в джайнской традиции почти ничего не сообщается, за исключением истории об усмирении ядовитой змеи и разъяренного слона. Шветамбарская традиция утверждает, что, достигнув совершеннолетия, он женился на царевне Яшоде, которая родила ему дочь Приядаршану («Приятную на вид»), и вел жизнь домохозяина. Согласно дигамбарской версии, Д.М. никогда не был женат и всегда вел жизнь аскета. После смерти родителей и с разрешения старшего брата Нандивардханы Д.М. в 30 лет оставил дом и на протяжении 12 лет скитался по Индии. В течение 6 лет он странствовал вместе с Маккхали Госалой, который впоследствии провозгласил себя всеведущим и стал проповедовать учение адживиков. По преданию, на 10-тый день луны месяца вайсакх (май-июнь 557 г. до н.э.) в местечке Амбхигриям на берегу р. Риджупалика Д.М. достиг всеведения и отправился распространять джайнизм. Побежденные им в мировоззренческом диспуте 11-ть брахманов (наиб. известные из них – Индрабхути Гаутама и Судхарман) стали его первыми учениками – ганадхарами. Запись его проповедей составила впоследствии корпус джайнского канона (агамы, или сиддханта). Остальную часть жизни Д.М. посвятил проповеди своего учения. Вокруг него со временем собралась 4-х частная община, состоявшая, как гласит джайнская традиция, из монахов (садху), монахинь (садхви), мирян (шравака) и мирянок (шравика). Кончина Д.М. и его окончательное освобождение (мокша, или нирвана) последовало на 72-ом году жизни в 15-тый день темной половины месяца карттика в г. Пава, недалеко от Раджагрихи в 527 г. до н.э. Лит. Boolchand. Lord Mahavira. Varanasi, 1948; Chand B. Lord Mahavira. A Study in Historical Perspectives. Benares, 1948; Mahavira and His Teaching. Ed. by A.N. Upadhye. Bombay, 1977; Dundas P. The Jainas. L. –N.Y., 1992; Jain K.Ch. Lord Mahavira and His Times. Delhi, 1974; Jaini M. Ch. Life of Mahavira. Allahabad, 1908; Jain H., Upadhye A.N. Mahavira: His Times and His Philosophy of Life. Varanasi, 1974. Н. А. Железнова Теги: джайнизм Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Железнова Н. А. |