|
Персоналии УмасватиУМАСВАТИ, Umаsvаti<#whitespace />(II-III вв.) – виднейший джайнский философ, признаваемый как шветамбарами, так и дигамбарами. Первый систематизатор джайнской доктрины. Имел титул «вачака», т.е. рецитатор учения. Согласно преданию, отцом У. был брахман Свати из рода Каубхишана, а матерью – Ума из рода Ватса, отсюда и имя их сына «Умасвати». В 19 лет У. принял монашество, его духовными учителями, согласно шветамбарской версии, были Шри Гхошанандин и Шри Мула. После 25-летнего подвижничества стал главой монашеской общины, каковым и оставался до самой смерти. В соответствии же с дигамбарской традицией, У. (известен под именем «Умасвамин» и «Гридхрапиччха») был учеником Кундакунды, чье место ачарьи-главы общины, он принял по одной версии, в 44 г., тогда как другая относит жизнедеятельность У. к 135-219 гг. Позднейшая джайнская традиция приписала У. авторство более 500 сочинений, среди которых самым знаменитым является «Таттвартха-адхигама-сутра» - первый компендиум и наиболее авторитетное изложение учения в истории джайнизма, включающее ок. 350 сутр, разбитых на десять глав, где описываются: 1) путь освобождения и теория познания; 2) природа души; 3) нижний и средний мир; 4) верхний мир; 5) субстанции; 6) приток кармы; 7) обеты и поведение; 8) кармическая связанность; 9) остановка притока и уничтожение кармы; 10) всеведение и освобождение. Кроме этого, шветамбарская ветвь атрибутирует У. автокомментарий под названием «Свопаджня-бхашья на «Таттвартха-адхигама-сутру», популярное изложение основ джайнской религиозной этики под названием «Прашамарати-пракарана» и ряд других текстов, чья принадлежность У. отрицается дигамбарами. Все сочинения У. написаны на санскрите. Лит.: Ācаrya Umаsvаti Vаcaka. Prasamaratiprakarana. L.D. Series 107.Ed. and transl. by Y.S. Shastri. Ahmedabad, 1989.; Umāsvāti. Tattvārtha-adhigama-sūtra. Ed. by J.L. Jaini. Arrah, 1920 (Sacred Books of the Jains. Vol.2).; Johnson W.J. Harmless Souls: Karmic Bondage and Religious Change in Early Jainism with Special References to Umаsvаti and Kundakunda. Delhi, 1995 (Lala S.L Research Series. Vol. 9); Ohira S. A Study of Tattvаrtha Sеtra with Bhащya. Ahmedabad. 1982. (L.D. Series 86); Железнова Н.А. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры. Историко-философские очерки. М., 2012. Н. А. Железнова Теги: джайнизм Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Железнова Н. А. |