КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

махатмы

МАХАТМА (санскр. mahātmā, букв. «великий Атман(ом)»)– эпитет, встречающийся в санскритской литературе. Не несет особой смысловой нагрузки и может употребляться применительно к любым значимым персонажам, в том числе и к отрицательным. В новейшее время М. стали величать крупных религиозных и политических деятелей, например, Ганди.

Наряду с этим в теософии Е. П. Блаватской и учениях, возникших на основе теософии, М. именуется класс человеческих существ, опередивших в своем «эволюционном развитии» остальное человечество и наделенных парапсихологическими способностями. Согласно Блаватской, М. обладают самой высокой степенью посвящения в «Великой Белой Ложе», незримо направляющей мировую историю. В версии Блаватской братство М. локализуется прежде всего на Тибете, где сами М. вполне доступны простым людям для общения, и где сама она, по её утверждению, провела три года (или семь лет). Иначе М. называются «учителями», «адептами» и «братьями». М., с которыми поддерживала контакт основательница Теософского общества, носили имена Кут Хуми, Мория и Джвал Кул. За подтверждение существования М. Е. П. Блаватская пыталась выдать сфальсифицированные ей письма, адресованные её знакомым А. Синнетту и Д. Хоуму (т. н. «письма М.»). Р. Генон убедительно показывает, что образы М. являются перенесением на индийскую почву представлений розенкрейцеров и масонов о посвященных высоких ступеней и одновременно высказывает предположение, что за этими образами могли стоять реально существующие люди. По мнению американского исследователя Пола Джонсона, это могли быть индийские князья, покровительствовавшие Теософскому обществу.

У последователей Блаватской А. Безант и Ч. Ледбитера миф о М. получает дальнейшее развитие: появляются новые персонажи, именуемые М., к братству М. начинают причислять основателей многих религий. В итоге статус М. повышается, а сами они становятся все более недоступными для обычных людей. Данная тенденция находит свое продолжение в рерихианстве, где миф о М. контаминируется с мифом о Шамбале, лишенным своего традиционного содержания. Рериховская Шамбала – это по сути коммуна ученых, направляющая эволюцию и в то же время служащая образцом идеального общественного устройства. Также у Рерихов братство махатм, или иерархия «Сил Света», ведет непрерывную борьбу с противопоставляемой ей иерархией «Сил Тьмы». В отличие от Блаватской, «общение» Е. И. Рерих с М. проходило с основном телепатически, и многие представители Теософского общества отрицательно восприняли претензии Рерихов на контакт с М. Свои версии мифа о М. разработали и создатели иных течений посттеософии, при этом само слово М. нередко заменяется иным («Вознесенные Владыки» у Г. Балларда и супругов Профетов). В то же самое время основатель антропософии Р. Штайнер принципиально отказался от мифа о М. В настоящее время данный миф сохраняет свое значение и популярность в среде оккультистов и эзотериков.

Кроме того, свои параллели миф о М. имеет в научной фантастике, обыгрывающей тему «прогрессорства», т. е. вмешательства более высокоразвитой цивилизации в жизнь «отсталых обществ» («Трудно быть богом» братьев Стругацких и др.)

Лит.: Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование). СПб., 2008; Безант А. Е. П. Блаватская и учителя мудрости // Учителя тайной мудрости. Сборник М., 2001. С. 61 – 145; Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской. М., 1998; Джадж У. К. Учителя и адепты // Учителя тайной мудрости. Сборник. М., 2001. С. 247 – 295; Игнатьев А. А. Миф о махатмах в теософизме // Aliter. 2012. № 2. C. 29 – 58; Ледбитер Ч. Внутренняя жизнь. В 3-х ч. М., 2012; Парибок А. В. Махатма // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М.: Республика, 1996. С. 271; Письма Махатм. Самара, 1993; Guénon R. Théosophisme: Histoire dune Pseudo-Religion. Paris, 1921; Johnson K. P. The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of The Great White Lodge. Albany, 1994.

А. А. Игнатьев


Теги:  теософия
Дисциплина:  Культурология
Авторы:  Игнатьев А. А.