|
Персоналии шактиШАКТИ (санскр. शक्ति – сила, мощь) – в индуизме божественная энергия, отождествляемая с женским началом мироздания. В Ведах и брахманах слово Ш. в значении «сила, способность» появляется незначительное количество раз. Ш. может обладать бог или человек. При этом Ш. придается квазинезависимый от своего обладателя статус. В более поздние времена понятие Ш. начинает наполняться философским содержанием. В «Шветашватара-упанишаде» о Ш. говорится как о «силе божественной сущности, скрытой [её] собственными свойствами» (1.3). Возможно, в данном стихе содержится намек на отождествление Ш. с пракрити. В «Махабхарате» Ш. впервые ассоциируется с Шивой («Огонь по имени Шива, посвятивший себя служению Ш.» (III.211.2)). Кроме того, богиня по имени Ш. фигурирует в мифе о рождении Сканды (III.215.9; III.217.12 - 13). Большое значение для складывания концепции Ш. имела «Дэви-махатмья» – текст из «Маркандея-пураны». В ней слово Ш. употребляется в двух значениях. Во-первых, Ш. связывается с Дэви как воплощением всепроникающей силы, которая именуется также пракрити и майей (Махамайя). Во-вторых, каждый бог обладает своей Ш., подчиненной высшей Ш. В «Дэви-махатмье» эти шакти являются на помощь Дэви в её борьбе с асурами - братьями Шумбхой и Нишумбхой. Впоследствии в шактистских текстах постоянно будет подчеркиваться, что мужские божества без Ш. неспособны даже пошевельнуться. В мифологии Ш. всегда персонифицируется в образе конкретной богини, например, Кали. В философии шактистских школ Шива и Ш. представляют собой единый абсолют, что находит свое выражение в образе Ардханари («полумужчины-полуженщины»). В то время как Шива является статичным и пассивным аспектом абсолюта, Ш. динамична и активна и обладает волей (иччха), знанием (джняна) и действием (крия). Подобное положение символизируется Кали, стоящем на неподвижном Шиве. Вся вселенная является игрой Ш.; выступая как майя (мировая иллюзия), Ш. производит мир. В то же время Ш. дает возможность достигнуть освобождения из цепи перерождений (мокша). Уже в «Дэви-махатмье» содержится идея, что все существа женского пола являются формами Ш. Впоследствии эта идея получает развитие в «Дэвибхагавата-пуране», где излагается подробная классификация этих форм, включающая четыре уровня. Кроме того, богини, считающиеся формами Ш., делятся на две группы: мирные (саумья) и гневные (раудра). К первым относятся, например, Лакшми, Сарасвати и Парвати, а к числу вторых принадлежат Кали и Дурга. Последние играют демоноборческую роль. Выделяется и такая особо почитаемая группа богинь – форм Ш., как десять махавидий. В человеческом теле Ш. пребывает в образе энергии кундалини, а из неантропоморфных предметов она сильнее всего проявляется в священных изображениях (мурти) богинь, некоторых растениях и оружии, служащих объектами поклонения почитателей Ш. – шактов, например, во время праздника Наваратри. Лит.: Кинсли Д. Махавидьи в индийской тантре. М., 2008; Bhattacharya N. N. History of the Shakta Religion. Delhi, 1996; Brown Mackenzie C. The Triumph of the Goddess: the canonical models and theological visions of the Devi-Bhagavata-purana. N.-Y., 1990; Coburn Th. B. Devi-Mahatmya. The Crystallisation of the Goddess Tradition. Delhi, 1988; Kinsley D. Hindu Goddesses: Vision of the Divine Feminine in the Hindu Religious Tradition. Delhi, 1987; Rodrigues H. P. Ritual Worship of the Great Goddess. Albany, 2003. А. А. Игнатьев Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Игнатьев А. А. |