|
Персоналии КумарилаКУМАРИЛА БХАТТА (санскр. Kumàrila Bhañña, ок. VII в.) – теоретик мимансы, аргументы которого сыграли заметную роль в вытеснении буддизма из Индии. Автор комментариев на «Миманса-сутры» и «Миманса-сутра-бхашья»: «Шлока-варттика» («Толкование в стихах»), «Тантра-варттика», «Туп-тика» («Малое толкование») и «Брихат-тика» («Большое толкование»). Первым исследовал проблему познаваемости небытия (абхава), включенного им в систему 8 онтологических категорий вслед за вайшешиками, но непризнаваемого другим крылом мимансаков – сторонниками Прабхакары. К. приписывал небытие всему сущему, считая его другой стороной, «опорой» бытия, поскольку всякий объект, существуя как нечто определенное, одновременно не существует как «другое». Полагал, что объект познается либо как определенная сущность, либо как «небытие другого», в зависимости от интенций познающего субъекта. Для познания небытия постулировал существование особой праманы – «невосприятия» (анупалабдхи). Результатом действия этой праманы, согласно К., будет суждение вида: «Здесь нет горшка». Хотя для обоснования «невосприятия» К. привлекал чувственный опыт, использовал он эту праману для опровержения метафизических положений оппонентов.<#whitespace /> В дискуссии о значении слова К. доказывал, что значением слова являются индивидуальные объекты (вьякти), а не родовые характеристики (акрити). Он добавил ряд новых аргументов в обоснование учения о спхоте (фундаментальной фонеме как носителе смысла). Лит.: Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. М., 1993. Т. II. С. 331–381. Н. А. Канаева
Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Канаева Н. А. |