|
Персоналии ГенонГЕНОН (GUéNON), Рене Жан Мари Жозеф (Абд-аль-Вахид Яхья)(1886 – 1951) – французский мыслитель, метафизик, основатель и крупнейший представитель интегрального традиционализма. В молодости изучал математику и философию, увлекался оккультизмом и масонством. Принял ислам (1912) и был посвящен в суфийский тарикат шазилийа. В 1930 переехал в Каир, где прожил до самой смерти. Перешел в египетское подданство (1949). Г. не претендовал на создание оригинальной философской системы; он считал своей целью лишь поведать людям Запада о забытых ими вечных истинах, сохранившихся в учениях Востока и восходящих к единой примордиальной Традиции. Эти сакральные знания имеют сверхчеловеческое (трансцендентное) происхождение. Их ядро составляет метафизика, под которой Г. понимает знание универсальных принципов, полученное путем интеллектуальной интуиции, представляющей собой одновременно «и средство познания, и само знание, в котором субъект и объект тождественны друг другу» («Очерки о традиции и метафизике»). Такое познание не иррационально, но сверхрационально. Сакральные знания полнее выражаются в символах, чем в словах. Доступ к овладению этими знаниями дает инициация, осуществляемая в рамках эзотерической организации, обеспечивающей непрерывную преемственность передачи соответствующего духовного влияния. Инициация также дает человеку возможность выйти за рамки собственно человеческого бытия и достичь высших состояний (таких, как мокша в индуизме, нирвана в буддизме, фана в суфизме). Исторически единая Традиция существует в виде частных ее форм, возникших в результате адаптации к локальным условиям (индийская, китайская, еврейская, исламская и др.), причем ядро каждой формы составляет соответствующее эзотерическое учение. Формой традиции, наиболее близкой к изначальной, является индийская, причем Г. считает наиболее глубокой ее доктриной адвайта-веданту. В традиционности буддизма Г. долгое время сомневался, но впоследствии признал ее под влиянием А. Кумарасвами. Раннее христианство, считал Г., было полноценной эзотерической традицией, однако со временем оно превратилось в чисто экзотерическую религию, за исключением православия, где сохранился истинный эзотеризм – исихазм. Г. категорически отрицал любой синкретизм традиционных доктрин. В ряде работ Г. он излагает основы традиционной метафизики, составляющие суть любого истинного эзотеризма. Это учение о высшем Принципе (Брахман, Дао, Эйн-Соф) и его манифестациях, осуществляющихся циклически. В настоящее время идет последняя фаза космического цикла, в которой мир закрыт для высших духовных влияний, но при этом открывается для влияний демонических. Современная эпоха – «царство количества», утраты традиционных знаний, всеобщего смешения и нивелировки. Однако в конце ее произойдет «переворачивание полюсов» и начнется новый цикл, наступит «Золотой век». Идеи Г. были развиты его многочисленным последователями. Корме того, они оказали влияние на многих деятелей культуры, в т. ч. М. Элиаде, А. Жида, Ж. Даниелу, А. Глеза, А. Бретона, А. Арто, Р. Домаля, Р. Кено. Соч.: Царство количества и знамения времени. М., 1994. Символика креста. М., 2004; Человек и его осуществление согласно Веданте. Восточная метафизика. М., 2004; Символы священной науки. М., 2004; Восток и Запад. М., 2005; Кризис современного мира. М., 2008; Царь мира. Очерки о христианском эзотеризме. М., 2008; Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2010. Лит.: Грицанов А. А., Филиппович А. В. Рене Генон. Минск, 2010; Chacornac P. La Vie simple de René Guénon. Paris, 1957; Sedgwick M. Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. New York, 2004. С. В. КапрановТеги: мистика, оккультизм Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Капранов С. В. |