КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Эвола

ЭВОЛА (EVOLA) ЮЛИУС, ДЖУЛИО ЧЕЗАРЕ АНДРЕА (1898 – 1974), барон – итальянский философ, эзотерик, поэт, художник, один из ведущи

ЭВОЛА (Evola) Юлиус, Джулио Чезаре Андреа (1898–1974), барон – итальянский философ, эзотерик, поэт, художник, один из ведущих представителей традиционализма. Окончил инженерный факультет Римского университета, но от диплома отказался, считая его не совместимым со знатностью. В годы Первой мировой войны служил в артиллерии. Занимался альпинизмом. В молодости увлекался футуризмом, позднее – дадаизмом. Основал эзотерическую «группу Ур» (1927–1929). Поначалу поддерживал режим Муссолини, но вскоре разочаровался в нем и подверг его критике. Изучал масонские документы в архиве «Аненербе» в Вене (1943–1945). В 1945 во время бомбардировки был ранен и остался частично парализованным до конца жизни. В 1951 был арестован и отдан под суд по обвинению в апологетике фашизма, но впоследствии оправдан. С именем Э. связана политическая линия в традиционализме, близкая к консервативной революции.

Согласно Э., в основе традиционного мировоззрения лежит доктрина двух порядков: высшего, метафизического, связанного с вечностью и бытием, и низшего, физического, связанного с историей и становлением. Высшее начало является небесным (ураническим), солярным, мужским; низшее – земным (теллурическим), лунарным, женским. Эта дуальность проявляется на различных уровнях. Так, в древности истинной гиперборейской традиции Севера, уранической и героической, противостояла упадочная матриархальная лемурийская традиция Юга. Солнечное начало воплощалось в Золотом веке в касте священных царей, сочетавших духовную и мирскую власть. В результате упадка высшей кастой становится жречество (брахманы), связанное с лунным началом; затем власть захватывают воины-кшатрии, далее – вайшьи (буржуазия), и, наконец, шудры (пролетариат). С указанным процессом связана и теория «духовных рас», которую Э. разработал в дополнение к классической расовой теории (уровень тела) и учению Л. Ф. Клаусса о «расах души».<#whitespace />

Путь восхождения человека от низшего к высшему порядку изложен в традиционных учениях, среди которых Э. особенно выделял буддизм (ранний и дзен), тантризм, даосизм, герметизм. Однако, в отличие от Р. Генона, Э. не считал необходимым принадлежность к определенной традиции, поскольку в современную эпоху все они переживают упадок, и регулярная («горизонтальная») инициация становится почти недоступной. «Прорыв уровня» возможен благодаря аскезе, к которой Э. относил, в частности, альпинизм и войну.

Особое внимание Э. уделял критике современной эпохе и ее критике, в том числе критике либерализма и демократии. Современность, по Э. – конец космического цикла, кали-юга, время, когда «Бог умер». Преодолеть ее может «обособленный человек», внутренне принадлежащий Традиции. Ему следует «оседлать тигра», т. е. не противодействовать разрушительным силам, а использовать их энергию против них же самих.

Работы Э. оказали сильное влияние на философию «новых правых», а также на эзотеризм ХХ в.

Соч.: La tradizione ermetica. Bari, 1931 (Герметическая традиция. М. – Воронеж, 2010); Rivolta contro il mondo moderno. Milano, 1934; Lo Yoga della potenza. Torino, 1949; Gli uomini e le rovine. Roma, 1953 (Люди и руины. М., 2002); Metafisica del sesso. Todi-Roma, 1958 (Метафизика пола. М., 1996); Cavalcare la tigre. Milano, 1961 (Оседлать тигра. СПб., 2005); L'arco e la clava. Milano, 1968 (Лук и булава. СПб., 2009); Il cammino del cinabro. Milano, 1963.<#whitespace />

Лит.: Хансен Х. Т. Политические устремления Юлиуса Эволы. М. – Воронеж, 2010; Дугин А. Г. Консервативная революция Юлиуса Эволы // Эвола Ю.<#whitespace />Языческий империализм. М., 1994. С. 151–165; Быстров В. Ю. Юлиус Эвола – топограф Темного века // Эвола Ю. Оседлать тигра. СПб., 2005. С. 464–509; Sedgwick M. Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. New York, 2004.

С. В. Капранов


Теги: 
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Капранов С. В.