КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Александр Афродисийский

INTERNATIONAL SOCIETY FOR NEOPLATONIC STUDIES

АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ ЭКЗЕГЕТ (конец II — начало III вв. н. э.) — древнегреческий философ, знаменитый и влиятельнейший толкователь Аристотеля, последний действительно значимый для европейской философии представитель античной перипатетизма.. Как в платонизме в III столетии формируется особое отношение к текстам Платона и особый способ прочтения их (это связано с деятельностью неоплатонической школы), так и в аристотелизме Александру Афродисийскому мы обязаны тому образу аристотелевского учения, который в целом сохраняется по настоящий момент ("выбрав" Аристотеля в интерпретации Александра последующие века успешно забыли более ранние интерпретации учения Стагирита — от Теофраста и Стратона из Лампсака до Аристокла из Мессины).

От Александра дошел значительный ряд комментариев к сочинениям Аристотеля. Наиболее важными являются комментарии к первой книге "Метафизики" и к логическим сочинениям Стагирита. Помимо этого Александр написал сочинения, посвященные школьным для рубежа II-III веков темам: "О судьбе" и "О душе", где защищал аристотелевские позиции по этим вопросам от критики со стороны платоников и от возможного сближения аристотелизма со стоицизмом (позиция в вопросе о судьбе и о свободе души восходила скорее к "Физике" Аристотеля, чем к кругу "психологических" сочинений последнего).

Вопреки предшествующим толкованиям, Александр подчеркивал не только гносеологическое, но и онтологическое предшествование единичного (сущностей) общему (сущностей во вторичном смысле). Общее приобретает статус отвлеченного, сводясь к кругу внутренних условий мышления, вторичных по отношению к воспринимаемым сущностям.

Вторым положением Александра, которое стало общепринятой точкой зрения, является убеждение, что "деятельный разум", о котором Аристотель говорит в своем трактате "О душе" совпадает с мышлением Ума-Перводвижителя из "Метафизики". Таким образом божественное начало понимается как действительность человеческого умопостижения, и это положение вызвало к себе немалый интерес со стороны арабских, еврейских последователей перипатетизма, а так же в западноевропейской схоластике.


Теги:  античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Карпунин В. А.