КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Аверинцев С. С.

АВЕРИНЦЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1937–2004) – русский филолог, литературовед, культуролог, философ, богослов; переводчик и коммента

АВЕРИНЦЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1937–2004) – русский филолог, литературовед, культуролог, философ, богослов; переводчик и комментатор позднеантичных, раннехристианских и средневековых текстов; председатель Российского Библейского общества (с 1990 г.), член Всемирной академии культуры (с 1992 г.), лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации, академик РАН (2003). Окончил классическое отделение филологического факультета МГУ (1961). С 1971 по 1991 г. работал в Институте мировой литературы АН ССР, где в последние годы возглавлял отдел античной литературы. Читал лекции по истории христианской культуры и истории Византии на философском факультете МГУ. В 1992–2004 гг. исполнял обязанности заведующего отделением Института истории мировой культуры при МГУ. С 1994 г. преподавал славистику в Венском университете. Такие сборники, как «Византийская литература» (М., 1974), «Новое в современной классической филологии» (М., 1979), «Поэтика древнегреческой литературы» (М., 1981), «Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы» (М., 1981), которые А. курировал в качестве ответственного редактора, свидетельствуют о высоком уровне советской гуманитарной науки. Благодаря статьям религиозной тематики, которые А. писал для многочисленных энциклопедий и философских словарей во времена официального запрета христианства в стране, ученый завоевал авторитет среди верующей читательской аудитории. Имя А. – как автора предисловия или послесловия – служило своеобразным знаком качества в том числе и различным художественным изданиям, шла ли речь о малоизвестном западном прозаике или выдающемся русском поэте.

Научные интересы А., охватывая самые разнообразные области гуманитарного знания, сфокусированы главным образом на условиях возникновения и формирования христианской культуры. В своей знаменитой работе «Поэтика ранневизантийской культуры» (1977) А. исследует переходный момент в истории человечества, когда на закате греко-римской античности – противодействуя ей и одновременно творчески переосмысляя ее идейное наследие – начинает зарождаться совершенно особая форма миропонимания, ставшая парадигмальной не только для тысячелетия Средневековья, но задавшая канон будущей европейской цивилизации, т. е. предопределившая все то, что мы сегодня называем «христианской культурой». Истоком этой новой формы культуры, по мысли А., является целостный – при всем разнообразии входящих в него составляющих – феномен ранневизантийской ученой и изящной словесности, описываемый А. как своего рода единство противоположностей, в котором философская мысль Древней Греции парадоксальным образом совмещается с приемами талмудического толкования, святоотеческая духовная традиция соседствует с мистическими и гностическими учениями, а классическая римская риторика сочетается с вычурной манерой изложения, характерной для восточной письменности, – и все это интеллектуальное и литературное богатство синтезируется в новый опыт восприятия и постижения мира.

Оригинальность исследовательского метода А. выразилась в ряде смелых и нестандартных предположений, затрагивающих фундаментальные вопросы культуры и межкультурного взаимодействия. В качестве примера можно упомянуть идею А. о риторической предопределенности западной культуры, в которой слово направляет жизнь мысли, а мысль вызывает к жизни слово. В последний период своего творчества А. отстаивал преимущество теологического способа мировидения, противопоставляя его идеологии, и сравнивал с поэзией как попыткой непосредственного выхода к Божественному. Беспримерная эрудиция и искусное владение словом, запечатленные в каждой статье А., стали не только научным, но и эстетическим эталоном для многих поколений отечественных гуманитариев.

Соч.: Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977; Проблема литературной теории Византии и латинского средневековья. М., 1986; Попытка объясниться: Беседы о культуре. М., 1988; Поэты. М., 1996; Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996; Die Solidarität in dem verfemten Gott. Tübingen, 1996; София-Логос. Киев, 2000; Другой Рим. СПб., 2005; Связь времен. Киев, 2005; Die fremde Sprache sei mir eine Hülle ...: Essays und Vorträge. Wien, 2005.

Лит.: Бибихин В. Б. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2004; Сергей Сергеевич Аверинцев, 1937–2004 / Сост.: Аверинцева Н. П. и др. М., 2005; Личность и традиция: Аверинцевские чтения. Киев, 2005; Wort Geist Kultur: Gedenkschrift für Sergej S. Averincev / hrsg. von Juliane Besters-Dilger. Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien, 2006.

 


Теги:  христианство, философия Нового времени, современная философия, русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Коваль О. А.