|
Персоналии Арендт Х.АРЕНД (ARENDT) ХАННА (1906–1975) – немецко-американский философ, крупный специалист в области социально-политических наук, теоретик тоталитаризма. Училась у М. Хайдеггера, Н. Гартмана, Р. Бультмана в университете Марбурга, после переезда во Фрайбург в 1926 г. в течение семестра занималась на кафедре у Э. Гуссерля, диссертацию защищала в Гейдельбергском университете – у К. Ясперса. В 1933 г. ввиду своего «неарийского» происхождения А. покинула Германию и поселилась во Франции, но с началом Второй мировой войны, в 1940 г., была вынуждена эмигрировать в США. Снискав своими научными изысканиями славу одного из ведущих политологов современности, А. преподавала в таких престижных американских университетах, как Принстонский, Колумбийский, Беркли, Чикагский, но преимущественно – в Нью-Йоркском. Уже первая ее серьезная публикация на английском языке – «Истоки тоталитаризма» (1951), посвященная выявлению причин и условий возникновения в ХХ в. этой опасной формы государственности, принесла А. мировую известность, а вызвавшая бурную полемику книга «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме» (1963), касающаяся проблемы беспристрастного осмысления опыта Холокоста, продемонстрировала непредвзятость оценок А., лишь подтвердив ее репутацию смелого и неординарного мыслителя. В фундаментальном философском труде «Vita activa, или О деятельной жизни» (1958) в фокусе внимания А. оказался феномен человеческой «активности», получившей у нее значение отличительной антропологической характеристики. Согласно А., в зависимости от сферы приложения человеческой деятельности можно различить три основных формы подобной активности: 1) труд – освоение природы с целью биологического выживания, формирующий animal laborans; 2) создание – производственное изготовление вещей искусственных, присущее homo faber; 3) действие – социальная практика, требующая общения с другими, которое А. понимает как территорию творчества, проявляемого человеческой свободой и индивидуальностью. В работах позднего периода А. выстраивала оригинальную моральную систему, апеллирующую к кантовскому учению о нравственности, но основывающуюся не на категорическом императиве, а на способности суждения. В отличие от Канта, считавшего эту способность определяющей формирование лишь эстетических суждений вкуса, А. распространяет ее на сферу этики и трактует как неотъемлемую человеческую способность к поступку, предпринимаемому всегда самолично. В свою очередь, поступок, будучи начинанием, для которого решающими являются не коллективные установления, а собственное мнение как результат ориентирующей способности суждения, предполагает, что и ответственность за него может быть только персональной. Идеи А. о природе тоталитаризма, террористический характер которого не в последнюю очередь держится на добровольном отказе распоряжаться собственной свободой, о банальности зла, бездумно творимого человеком-массой, о революции как «перехвате истории», о необходимости личного участия в гражданском общежитии, не утратили своей актуальности и поныне. Соч.: Истоки тоталитаризма. М., 1996; Vita activa, или О деятельной жизни. СПб., 2000; Люди в темные времена. М., 2003; Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М., 2008; О революции. М., 2011; Ответственность и суждение. М., 2013; Der Liebesbegriff bei Augustin. Versuch einer philosophischen Interpretation. Berlin, 1929; The Life of the Mind. New York, 1978. Лит.: Давыдов Ю. Н. Ханна Арендт и проблема тоталитаризма // Новое и старое в теоретической социологии. М., 1999. Кн. 1. С. 144–160; Лапицкий М. И. Размышления о времени и труде: (К выходу в свет книги Ханны Арендт) // Полития. 2001. № 3. C. 167–176; Kristeva J. Le Génie féminin. Tome 1: Hannah Arendt. Paris, 1999; Harms K. Hannah Arendt und Hans Jonas. Grundlagen einer philosophischen Theologie der Weltverantwortung. Berlin, 2003; Birmingham P. Hannah Arendt and Human Rights: The Predicament of Common Responsibility. Bloomington, 2006; Förster J. Die Sorge um die Welt und die Freiheit des Handelns: zur institutionellen Verfassung der Freiheit im politischen Denken Hannah Arendts. Würzburg, 2009.
Теги: философия Нового времени, современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Коваль О. А. |