|
Персоналии Барт Р.БАРТ (BARTHES) РОЛАН (1915–1980) – французский философ, теоретик культуры и литературы, семиотик, представитель структурализма. С 1935 по 1939 г. учился на отделении классической филологии в Сорбонне, но, заболев туберкулезом, не смог закрепиться на научном поприще, а равно принять участие в войне. Поначалу Б. занимался литературной и театральной критикой: отстаивал сценическую концепцию Брехта, которая сыграла значительную роль в формировании его философской позиции, а также поддерживал «новый роман» и его сторонников, объединившихся в авангардную группу левого толка «Тель Кель» во главе с Ф. Соллерсом. В 1960 г. Б. стал одним из основателей Центра по изучению массовых коммуникаций, а в 1962 г. – профессором Практической школы высших знаний. Растущая известность Б. в качестве семиотика способствовала тому, что в 1976 г. по предложению М. Фуко его пригласили преподавать в Коллеж де Франс, создав специальную кафедру литературной семиологии, где он и проработал последние три года своей жизни, трагически оборвавшейся из-за автомобильной аварии. Творческий путь Б. можно условно разделить на три периода, которые сегодня принято именовать «доструктуралистским» (50-е гг.), «структуралистским» (60-е гг.) и постструктуралистским (70-е гг.). Однако на протяжении всей жизни, занимаясь исследованиями самых разных культурных явлений: от литературы до моды и фотографии, Б. остается захвачен, по сути, одной проблемой – проблемой Языка и Власти, порождения идеологии как знаковой системы и возможности борьбы с ней. В «Нулевой степени письма» (1953), увлеченный марксистскими и экзистенциалистскими идеями и вдохновленный лингвистической теорией А.-Ж. Греймаса, Б. рассматривает возможность действенного сопротивления идеологии массового сознания посредством создания нового, революционного языка. Но если от этой мысли Б. вскоре откажется ввиду ее утопичности, то лингвистика по-прежнему сохранит для него образцовость универсальной модели в сфере гуманитарных наук. В 1955 г., познакомившись с «Курсом общей лингвистики» Ф. де Соссюра, под впечатлением от этих лекций, а также трудов Н. Трубецкого, Р. Якобсона, Л. Ельмслева, Э. Бенвениста, Кл. Леви-Строса, Б. приходит к мысли, что культурные феномены, и шире: феномены обыденной социальной жизни, представляют собой знаки различного уровня сложности, а потому требуют семиотической интерпретации. Именно в этот период появляется программное произведение Б. «Мифологии» (1957), где прослеживается, каким образом работает подобная система, в которой мифы – расхожие профанные представления, возникающие как вторичные (коннотативные) смысловые образования на первичном (денотативном) уровне языка и незаметно подменяющие собой непосредственные значения, – становятся идеологическими инструментами принуждения. Выводы, к которым приходит Б., не утешительны лишь на первый взгляд: идеологию невозможно устранить, однако можно – и принципиально необходимо – разоблачать механизмы ее функционирования. Тогда мир уже не будет казаться однозначным и не допускающим других осмыслений, запрашивая постоянно все новые и новые свои интерпретации. В этом, по Б., и состоит сущность структурализма, попытку сформулировать принципы которого философ предпринял в эссе «Структурализм как деятельность» (1963). Б. не приписывает данному явлению статус школы или даже течения, поскольку понимает под ним прежде всего способ мышления: к структуралистской следует относить любую работу, цель которой – в том, чтобы воссоздать или сделать очевидным латентное устройство культурных объектов, благодаря которому они получают то или иное значение и оказывают на нас известное влияние. В «Основах семиологии» (1965), определяя эту отрасль знаний вроде бы в традиционном ключе – как «науку о значениях», Б. довольно смело расширяет границы ее применения: языковая деятельность предшествует любым актам сознания, мы познаем мир, придавая значение всему, с чем сталкиваемся, а потому семиология оказывается своеобразным метаязыком, способным предоставить исчерпывающие знания о чем бы то ни было. Однако уже в актовой лекции, прочитанной в Коллеже де Франс 7 января 1977 г., Б. называет свою семиологию «апофатической» – не потому, что она отрицает знак или возможность означивания, а потому, что отказывает знаку в твердом, раз и навсегда закрепленном значении. Тем самым Б. отходит от сциентистской направленности структурализма: негативная семиология не может быть научной дисциплиной, ее отношение к науке служебно, хотя и необходимо. Согласно Б., она возникает тогда, когда стираются границы между языком и дискурсом, давая жизнь такому образованию, как «язык в действии». Показательными в этом отношении стали работы «Смерть автора» (1967) и «S/Z» (1970); в последней Б., буквально по предложениям разбирая новеллу Бальзака, наглядно демонстрирует, что означивание произведения происходит помимо воли писателя, и предлагает понимать текст как множественность смыслов. Культурологические и семиотические труды Б. во многом предопределили дальнейшее развитие философской и литературоведческой мысли (Ж. Женетт, Ц. Тодоров, Ю. Кристева, Ж. Бодрийяр, П. Брюкнер, Ж. Деррида), а такие междисциплинарные исследования, как «Фрагменты речи влюбленного» (1977) и «Camera lucida» (1980), и ныне пользуются популярностью среди самой широкой читательской аудитории. Соч.: Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 114–163; Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; S/Z. М., 1994; Мифологии. М., 1996; Camera lucida: комментарий к фотографии. М., 1997; Фрагменты речи влюбленного. М., 1999; Ролан Барт о Ролане Барте. М., 2002; Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003; Империя знаков. М., 2004; Сад, Фурье, Лойола. М., 2006; Нулевая степень письма. М., 2008; La Préparation du roman: I et II, cours au collège de France 1978–1980. Paris, 2003. Лит.: Ильин И. П. Ролан Барт: от «текстового анализа» к «наслаждению от текста» // Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. С. 120–175; Зенкин С. Ролан Барт – теоретик и практик мифологии // Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999. С. 261–310; Косиков Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000. С. 3–48; Lavers A. Roland Barthes: structuralism and after. London, 1982; Croix A. de la. Barthes. Pour une éthique des signes. Bruxelles, 1987; Jenseits der Zeichnen: Roland Barthes und die Widerspenstigkeit des Realen. München, Padeborn, 2012. Теги: философия Нового времени, современная философия Дисциплина: Философия Авторы: Коваль О. А. |