|
Персоналии Бетти Э.БЕТТИ (Betti) Эмилио (1890–1968) – итальянский философ и правовед, представитель герменевтического направления, разрабатывавший выдвинутую Вильгельмом Дильтеем идею понимания как специального метода познания гуманитарных наук. Учился в Пармском университете на юридическом и филологическом факультетах. Преподавал историю и философию права в различных учебных заведениях как у себя на родине, так и за рубежом. Будучи по своим политическим убеждениям сторонником фашистской партии, в 1942 г. принял активное участие в составлении Гражданского кодекса Италии, одобренного и утвержденного Муссолини. После войны предстал перед судом по обвинению в поддержке нацистского режима, однако был оправдан и снова получил возможность преподавать. В 1955 г. возглавил Институт теории интерпретации, созданный по его инициативе на базе Римского университета. Удостоен звания доктора honoris causa в университетах Марбурга, Порту-Алегри и Каракаса. В области философии Б. приобрел известность как создатель методологической герменевтики, учения, развивающего классическую традицию интерпретации текстов и иных «объективаций духа». Свой проект Б. создавал намеренно наперекор складывающейся и набирающей популярность философской герменевтике Х.-Г. Гадамера, которая акцептировала понимание в качестве онтологической характеристики человеческого существования. Возражая против превращения истолковательской практики в метафизическую теорию, Б. пытался реабилитировать герменевтику шлейермахеровско-дильтейевского типа и придать ей статус универсальной технологии гуманитарного знания. Профессиональные занятия Б., связанные с юриспруденцией и ее историей, укрепили итальянского мыслителя в убеждении, что понимание, совершающееся в сознании как индивидуальное событие, тем не менее содержит в себе известную долю объективности (иначе закон, трактуемый каждым в личном ключе, утратил бы всеобщность). Стремление обосновать научность культурно-исторических исследований, которое роднит Б. с Дильтеем, побудило его выстроить определенный алгоритм истолкования, результатом которого и должно стать искомое истинное понимание. В отличие от гадамеровской школы, которая отводила пониманию роль исходного феномена, предшествующего и обуславливающего интерпретацию, Б. настаивает на необходимости рассматривать процедуру толкования в обратной последовательности: отправляясь от «смыслосодержащей формы», в которой автор сумел воплотить свой замысел, интерпретатор должен ретроспективно проследить весь процесс творчества от готового культурного продукта до идеи, которая лежит в его истоке. Собственно обнаружение этой идеи и рождает понимание, в факте которого актуализируется единение личности исследователя и объективированной в вещи чужой субъективности. Таким образом, понимание видится Б. как согласие двух собеседников, достигаемое в ходе долгого и продуктивного разговора, выступающего символическим выражением работы по раскрытию смысла. Соч.: Герменевтика как общая методология наук о духе. М., 2011; Theoria generale della interpretatione. Milano, 1955; I principi di scienza nuova di G. B. Vico e la teoria della interpretazione storica. Pisa, 1957; Lẻrmeneutica come metodica generale delle scienze dello spirito: Saggio introduttivo, scelta antologica e bibligrafie a cura di Gaspare Mura. Roma, 1987; Diritto, metodo, ermeneutica: scritti scelti. Milano, 1991. Лит.: Malter R. Die Rezeption der Hermeneutik Emilio Bettis in der deutschsprachigen Philosophie // Quaderni Fiorentini. 1978. № 7. S. 143–163; Grondin J. L’herméneutique comme science rigoureuse selon Emilio Betti (1890–1968) // Archives de Philosophie. 1990. № 53. S. 121–137; Köddermann A. Auslegung als Methode oder Verstehen im Dialog?: zur Kontroverse zwischen Emilio Betti und Hans-Georg Gadamer. Mainz, 1990; Danani C. La questione dell’oggettovità nell'ermeneutica di Emilio Betti. Milano, 1998.
Теги: современная философия Дисциплина: Философия Авторы: Коваль О. А. |