|
Персоналии Библер В. С.БИБЛЕР ВЛАДИМИР СОЛОМОНОВИЧ (1918–2000) – русский философ, культуролог, автор оригинальной теории диалогики культур; инициатор экспериментального образовательного проекта «Школа диалога культур», в рамках которого разрабатывается и реализуется альтернативная программа школьного обучения. Окончил исторический факультет МГУ. Вернувшись с фронта, Б. поступил в аспирантуру Института философии Академии наук и, несмотря на то, что в ходе государственной кампании по борьбе с космополитизмом был отчислен из нее (а позже выслан в Сталинабад), сумел все же в 1951 г. защитить диссертацию. Это позволило ему занять место преподавателя философии в Таджикском государственном университете. После возвращения в Москву сначала работал в Горном институте (1959–1963), затем в Институте истории естествознания и техники АН СССР (1963–1968), Институте всеобщей истории АН СССР (1968–1980), Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (1980–1991), а в последние годы в Российском государственном гуманитарном университете (1991–2000). Еще в 60-е гг. Б. организовал неофициальный теоретический семинар, участники которого (в их числе были А. В. Ахутин, Л. М. Баткин, И. Е. Берлянд, Т. В. Васильева, И. Е. Данилова, Т. Б. Длугач, Я. А. Ляткер, Е. М. Мелетинский, С. С. Неретина, В. Л. Рабинович и др.) собирались, чтобы обсуждать вопросы философской логики и философии культуры. Этот семинар, проходивший у Б. дома, просуществовал до 2000 г., получив в 1991 г. законный статус научного мероприятия на базе РГГУ и собственный печатный орган – философский ежегодник «Архэ». Самобытная концепция логики диалога культур начала складываться еще в ранней книге Б. «Мышление как творчество» (1975), в которой разум рассматривается как своеобразный диалог, особый способ взаимодействия не просто отдельных индивидуумов, но различных типов культур (античной, средневековой, восточной, африканской и т. д.). В этом диалогическом общении, «многоместном множестве», по выражению Б., актуализируются разные исторические формы культур, каждая из которых представляет собой реализацию лишь одной потенции «бесконечно возможностного бытия». В лице друг друга они обнаруживают как свою уникальность, так и свою недостаточность, а потому нуждаются в «разговоре» для собственного развития и обогащения. Б. подчеркивает, что среди культур нет лучших или худших, что все они равноправны и равновелики, хотя и предполагают различные конфигурации мышления. Их нельзя оценивать с точки зрения экономического, технического, цивилизационного прогресса, поскольку каждая культура – отдельное событие в истории, неповторимое, как произведение искусства, создаваемое усилиями не одного, а многих. ХХ в., который свидетельствует о крушении просвещенческого идеала разумности, порожденного научной революцией и на протяжении нескольких столетий позиционировавшего себя в качестве единственно правильного пути человечества, в то же время взывает к необходимости сотрудничества с другими видами рациональности, к открытию иных мыслительных парадигм, к плодотворному диалогу с забытыми или игнорируемыми историческими культурными образованиями. Поиски оснований, на которых зиждется современная культура, позволяют выявить общий исток всех культур в парадоксальном начале, где встречаются бытие и мышление, допускающем бесчисленные варианты логических решений. Б. верил, что в скором будущем философия изобретет новую логику, которая сумеет охватить самые разные культурные реальности и заполнить пространство между ними, преодолев тем самым границы традиционной европейской дискурсивности. Фундаментальные идеи Б., казавшиеся в советские годы фантастичными, сегодня находят подтверждения во многих тенденциях современной мысли. Соч.: Понятие как элементарная форма движения науки (логическая постановка проблемы) // Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М. Анализ развивабщегося понятия. М., 1968. С. 18–98; Генезис понятия движения (к истории механики) // Там же. С. 99–196; Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975; Галилей и логика мышления Нового времени // Механика и цивилизация XVII–XIX вв. М., 1979. С. 448–518; Нравственность. Культура. Современность. М., 1988; Кант–Галилей–Кант. Разум Нового времени в парадоксах самообоснования. М., 1990; Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму). М., 1991; От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991; Еще один диалог Монологиста с Диалогиком // АРХЭ. Культуро-логический ежегодник. Кемерово, 1993. С. 9–70; На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. М., 1997; Вещь и весть // Вопросы философии. 2001. № 6. С. 105–135; Замыслы. В 2-х кн. М., 2002; Hegel, Marx und das Problem der Wandlungen des logischen Aufbaus der wissenschaftlichen Tätigkeit // Karl Marx und die moderne Philosophie. Moskau, 1971. S. 129–167; On the Philosophical Logic of Paradox // Soviet Studies in Philosophy. N. Y. Summer 1989 / vol. 28 № 1. P. 6–32. Лит.: Ахутин А. В. Все еще только начинается… (памяти Владимира Соломоновича Библера // Ахутин А. В. Поворотные времена. Статьи и наброски. СПб., 2005. С. 705–741; Владимир Соломонович Библер. М., 2009; Длугач Т. Б. В. С. Библер как феномен философской культуры ХХ века // Вопросы философии. 2010. № 9. С. 154–166.
Теги: современная философия Дисциплина: Философия Авторы: Коваль О. А. |