КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Виндельбанд В.

ВИНДЕЛЬБАНД (WINDELBAND) ВИЛЬГЕЛЬМ (1848–1915) – немецкий философ, историк философии, глава Баденской школы неокантианства (на

ВИНДЕЛЬБАНД (WINDELBAND) ВИЛЬГЕЛЬМ (1848–1915) – немецкий философ, историк философии, глава Баденской школы неокантианства (наряду с Генрихом Риккертом). Учился у Куно Фишера в Хайдельберге и у Германа Лотце в Йене, что объясняет, с одной стороны, его интерес к истории европейской мысли, а с другой – к проблеме значимости и ценности. Преподавал в Лейпцигском, Цюрихском, Фрейбургском, Страсбургском и Гейдельбергском университетах. Ректор Страсбургского университета (1894–1903), член Гейдельбергской Академии Наук (с 1910 г.). Наибольшую славу В. приобрел как основоположник Баденской школы неокантианства, которая, возрождая трансцендентальную философию Иммануила Канта, выстраивала теорию ценностей – учение об общезначимых принципах, регулирующих сферу всех человеческих действий. В отличие от Марбургской школы неокантианства, одного из самых популярных в конце XIX в. философских направлений, Баденская школа в своих попытках обосновать объективность знания опиралась на этическую, а не на гносеологическую концепцию Канта. Если марбуржцы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), серьезно модифицировавшие кантовскую эпистемологию, сосредоточились на естественных науках, видя в них пример абсолютно истинного знания, то баденцы делали упор на историко-культурные исследования. Ввиду необходимости предоставить надежный фундамент гуманитарному знанию В. вступил в оживленную и плодотворную дискуссию с Вильгельмом Дильтеем, также стремившимся обеспечить законный статус «наукам о духе», но с собственных, герменевтических позиций. В противовес Дильтею, который отстаивал автономию гуманитаристики, апеллируя к принципиальному отличию ее предмета от предмета «наук о природе», В. предлагает дифференцировать естествознание и знание о культуре, в первую очередь исходя из полярности их методов: точные науки ориентированы на то, чтобы выявить общий закон, объясняющий множество однотипных явлений (такому методу В. присваивает название «номотетического», от греч. νομοθετικός – законодательный), а гуманитарные науки всегда имеют дело с уникальным сущим, требующим индивидуализированного подхода (этот метод В. именует «идиографическим», от греч. ἴδιος – своеобразный, особенный). Собственно, как раз уникальные феномены (одним из которых является само естествознание) и составляют человеческую историю, историю цивилизации, т. е. культуру. А тем, что собой представляет культура в целом и в частностях, призвана, по В., заниматься современная философия, предоставив остальным наукам, вышедшим из ее лона, разрабатывать свои специализированные области.

Культура, будучи неповторимым, но сложно организованным образованием, мыслится В. как реальное воплощение исповедуемых человечеством ценностей. В создаваемой им аксиологии ощутимо влияние практической философии Канта и теории значимости Лотце. От Канта берет начало не только само понятие ценности, но и характеристика ценностей как идеальных, априорных форм, обуславливающих нравственное поведение, или, по выражению Канта, то «царство свободы», в котором, помимо «царства природы», разворачивается человеческое существование и которое только и делает человека человеком. Учение Лотце, бившегося над загадкой объективности логических истин и их нормативной функции, побудило В. сопоставить абсолютную идеальность нравственных ценностей с общезначимостью рационального познания. В результате он выстроил своеобразную иерархию ценностей, первая ступень которой – «истина» – отвечает за сферу логики, вторая – «добро» – регламентирует сферу этики, третья – «красота» – определяет сферу эстетики, и последняя – «святость» – связана с религиозным чувством. Ценности – это не то, что есть, а то, что должно быть, и следовательно, располагаются за пределами области действительности; они не существуют, а значат. Ценности трансцендентальны и известны индивидууму лишь потому, что он причастен «сознанию вообще» (Bewusstsein überhaupt) или трансцендентальному сознанию. Сопоставляя конкретную ситуацию с соответствующей ценностью, человек организует свою жизнь в уверенности, что его мышление истинно, поступки правильны, творения прекрасны, а вера священна. Рассмотренные в таком аспекте наука, искусство, религия предстают подлинной реализацией определенных ценностей, а культура в целом – их кристаллизацией. Своим развитием западная наука, особенно в том, что касается структуры и специфики нынешнего гуманитарного знания, многим обязана культурфилософии В.

Соч.: История и естествоведение. М., 1901; Прелюдии. СПб., 1904; О свободе воли. М., 1905; История древней философии. СПб., 1983; Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1993; От Канта до Ницше. М., 1997; Избранное. Дух и история. М., 1995; Über die Gewissheit der Erkenntniss. Eine psychologisch-erkenntnisstheoretische Studie. Berlin, 1873.

Лит.: Rickert H. Wilhelm Windelband. Tübingen, 1915; Ruge A. Wilhelm Windelband. Leipzig, 1917; Schulz W. K. Wissenschaftsgeschichtliche Aspekte des historiographischen Ansatzes von Wilhelm Windelband // Zeitschrift für philosophische Forschung. 1992. № 46. S. 571–584; Gabriel G. Windelband und die Diskussion um die Kantischen Urteilsformen // Kant im Neukantianismus. Fortschritt oder Rückschritt? Würzburg, 2006; Kubalica T. Wahrheit, Geltung und Wert: die Wahrheitstheorie der Badischen Schule des Neukantianismus. Würzburg, 2011; Chang T.-H. Wert und Kultur. Wilhelm Windelbands Kulturphilosophie. Würzburg, 2012.

 


Теги:  современная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Коваль О. А.