|
Персоналии ГвардиниГВАРДИНИ (GUARDINI) РОМАНО (1885–1968) – немецкий философ и католический богослов, близкий по своим воззрениям персоналистам и мыслителям феноменологически-экзистенциалистского толка, публицист и педагог. Родился в Италии, но с малых лет жил в Германии. Сначала обучался химии в Тюбингене, а затем экономике – в Мюнхене и Берлине, однако, решив стать священником, перевелся на теологический факультет Фрайбургского университета. В 1910 г. принял сан. Степень магистра богословия получил в 1915 г. в Тюбингене за работу о Бонавентуре, докторскую диссертацию по догматике защитил в 1922 г. в Бонне. После публикации в 1918 г. трактата «О духе литургии» стал одним из идеологов литургического движения в Германии. В 1923 г. был приглашен университетом Бреслау на должность профессора, хотя предпочел преподавать на кафедре философии религии и религиозного мировоззрения в Берлине. С 1927 г. возглавлял молодежное католическое движение «Quickborn» («Родник»). В 30-е гг. приобрел широкую известность как проповедник и публицист. Во времена фашистской диктатуры за резкое осуждение политики антисемитизма был уволен и по 1945 г. не имел права ни преподавать, ни выступать с письменными или устными публичными заявлениями. В 1945 г. был восстановлен в профессорском звании и работал сначала в Тюбингенском университете, а с 1948 по 1962 г. – в Мюнхенском. За свою общественную деятельность был удостоен ряда престижных наград и премий Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов. Формирование философского учения Г. началось весьма рано: еще в студенческие годы он обрел в лице своего школьного друга Карла Нойндёрфера сподвижника и оппонента в деле обоснования и развития идеи противоположностей, лежащих в основе каждой конкретной жизни и обуславливающих своей взаимостимулирующей несовместимостью бесконечное поле ее проявлений. Противоположности как фундаментальные исходные полюса человеческого мышления и бытия представляются Г. связанными – при всем своем непреодолеваемом различии – в напряженное единство, но не в духе гегелевской диалектики, а в форме диалогики, сродни той, что разрабатывал Мартин Бубер. Соответственно, и истина понимается в таком контексте как полифония многоразличных самостоятельных жизненно-конкретных опытов, каждый из которых по-своему отражает вселенский божественный образ. Ценность, которую Г. придавал любому подлинному человеческому переживанию, служит ему путеводной нитью и при истолковании разнообразных завоеваний истории мысли (исследования, посвященные Сократу, Августину, Паскалю, Кьеркегору, Ницше) или творческого гения (книги о Данте, Рильке, Гёльдерлине, Достоевском), страхуя его суждения от догматической узости и эстетской поверхностности. То же подкупающее чувство искренности и глубина анализа Евангельского Слова отличают и собственно теологические сочинения Г., представляющие собой иногда собрание проповедей, иногда лекционный курс, иногда экзегетические размышления. Для Г. церковь – это не просто религиозный институт, это живое единство, община в прямом и полновесном смысле слова, динамичная целостность, создаваемая жизнями ее прихожан – свободными личностями в их общении между собой. В развитие темы духовного единения индивидуумов как главной темы творчества Г. им была написана и самая знаменитая из его работ послевоенного периода – «Конец Нового времени» (1950), нередко неверно трактуемая в смысле обвинительного вердикта современности, а не деле создававшаяся как попытка антропологии, соответствующей эпохе. Соч.: О Боге Живом. Брюссель, 1962; О Церкви. М., 1995; Господь. Брюссель, 1995; Человек и вера. Исследование религиозной экзистенции в больших романах Достоевского; Конец Нового времени. Попытка найти свое место. М., 2010; Der Gegensatz. Versuche zu einer Philosophie des Lebendig-Konkreten. Mainz, 1925; Christliches Bewußtsein. Versuche über Paskal. Leipzig, 1935; Hölderlin. Weltbild und Frömmigkeit. Leipzig, 1939; Die Offenbarung. Ihr Wesen und ihre Formen. Würzburg, 1940; Zu R. M. Rilkes Deutung des Daseins. Berlin, 1941; Der Tod des Sokrates. Berlin, 1943; Freiheit, Gnade, Schicksal. Drei Kapitel zur Deutung des Daseins. München, 1948; Gläubiges Dasein. Würzburg, 1951; Dantes Göttliche Komödie. Ihre philosophischen und religiösen Grundgedanken. Mainz, Padeborn, 1998. Лит.: Аверинцев С. С.: 1) Жак Маритен, неотомизм, католическая теология искусства // Вопросы литературы. 1968. № 10. С. 126–143; 2) Литература христианского направления в ФРГ // Философия. Религия. Культура. М., 1982. С. 104–134; Гайденко П. П. Философия культуры Р. Гвардини // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 121–126; Kuhn H. Romano Guardini: Der Mensch und das Werk. München, 1961; Wucherer-Huldenfeld A. K. Die Gegensatzphilosophie Romano Guardinis in ihren Grundlagen und Folgerungen. Wien, 1968; Mercker H. Christliche Weltanschauung als Problem. Untersuchungen zur Grundstruktur im Werk Romano Guardinis. Padeborn, 1988; Knoll A. Glaube und Kultur bei R. Guardini. Paderborn, 1993; Ascenzi A. Lo spirito dell’educazione: Saggio sulla pedagogia di R. Guardini. Milan, 2003.
Теги: философия Нового времени, современная философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Коваль О. А. |