|
Персоналии ГумбольдтГУМБОЛЬДТ (HUMBOLDT) ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН (1767–1835) – немецкий философ, филолог, искусствовед, антрополог. Природная одаренность Г. раскрылась рано. Начав осваивать юриспруденцию в университете Франкфурта-на-Одере, он вскоре увлекся классической филологией и древней историей, что побудило его продолжить обучение в Гёттингене. Именно идеалы античности послужили Г. путеводной нитью при построении гуманистической модели свободной и всесторонне развитой личности. Во время трехлетнего пребывания в Йене (1794–1797) в качестве внештатного сотрудника университета молодой Г. через своего друга Фридриха Шиллера свел знакомство с другим корифеем немецкой классической литературы, Иоганном Вольфгангом Гёте, творчеству которого посвятил впоследствии немало страниц. С 1801 г. Г. занимал высокие государственные и дипломатические посты, что позволило ему активно участвовать в либеральном обновлении и улучшении общественного и политического климата Пруссии. В частности, он был инициатором гимназической реформы образования, которая в 1809 г. при содействии брата Г., известного естествоиспытателя и путешественника Александра фон Гумбольдта, увенчалась созданием Берлинского университета, в основу которого впервые был положен принцип сочетания преподавания и научно-исследовательской деятельности. В 1819 г. за попытку реорганизации прусского государственного аппарата и введение конституции Г. был смещен с должности министра внутренних дел и, уйдя в отставку, посвятил себя научной работе. К идейному наследию Г. принадлежат труды по философии, эстетике, литературоведению, государственному праву, однако прежде всего он известен как родоначальник теоретического языкознания и философии языка. Лингвистические воззрения Г. складывались под влиянием концепции Иоганна Готфрида Гердера о природе и происхождении языка, которую органично дополняли исследования братьев Фридриха и Августа Вильгельма Шлегелей по классификации языков. Будучи полиглотом, Г. владел многими языками, в числе которых были и весьма экзотические. Столкнувшись со структурным многообразием языковых форм и пытаясь найти их связь с менталитетом носителей, он обнаружил, что грамматическое строение языка может дать некоторое представление о существующей у народа картине мира. Выделяя в языке внутреннюю и внешнюю формы (что в позднейшей теории выдающегося швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра было терминологически закреплено как означаемая и означающая стороны знака), Г. акцентировал внимание на внутренних отличиях одних и тех же вещей, артикулируемых особым акустическим способом, различным у каждой нации. Г. даже ввел новое понятие – «языковое сознание народа» (nationeller Sprachsinn), тем самым вплотную подойдя к стержневому для своих исканий тезису: язык обуславливает мышление. Одним из первых Г. задался и вопросом о закономерностях развития языка; по его мнению, язык не эволюционирует путем усложнения и совершенствования своей структуры, а изначально заложен в человеке в виде целостной системы. В теоретическом введении к своей последней работе, позже вышедшем отдельно под названием «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (1830–1835), Г., критикуя инструментальные представления о языке – исключительно как о внешнем средстве выражения, сформулировал ключевые идеи, к которым пришел в результате многолетних размышлений о значении языка для культуры и мышления. Сравнительное языкознание, каким его предназначение видел ученый, утратит свой смысл, если не будет стараться понять глубинную связь языка с духовной составляющей той или иной нации. Ибо нация, по мнению Г., и есть единство языка и мышления. Язык не представляет собой статичный набор знаков: это динамическое явление, для обозначения которого Г. прибег к аристотелевскому понятию ’ενέργεια, намеренно противопоставляемому ’έργον как созданному, законченному продукту, т. е. язык есть прежде всего деятельность духа, возобновляющаяся всякий раз, когда возникает необходимость придать мысли форму, или, говоря словами Г., осуществить «превращение мира в мысль» (Verwandlung der Welt in Gedanken). Так, словно бы предваряя позднейшие дискуссии вокруг легализации научного статуса гуманитаристики, Г. предложил особый, лингвистический принцип объединения всех наук о духе. Правда, конкретно языкознание в своей дальнейшей истории предпочло духовную компоненту теории Г. редуцировать: не оставляя попыток обнаружить единое простейшее начало, лежащее в основе языка, исследователи сосредоточились главным образом на исторических изысканиях, на реконструкции праязыка, а структурная лингвистика и вовсе отказалась от любых экстралингвистические методов. Но, несмотря на подобную тенденцию, идеи Г. были весьма популярны не только при жизни мыслителя, но и спустя столетие после его смерти. К авторитету Г. обращались как философы (Э. Кассирер, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер), так и лингвисты (Х. Штейнталь, Ф. де Соссюр, Н. Хомский, Э. Сепир, Б. Уорф). Стремление осмыслить и в какой-то мере реализовать учение Г. было характерно и для многих русских мыслителей (А. Потебня, Г. Шпет, П. Флоренский, А. Лосев, В. Бибихин). Соч.: Избранные труды по языкознанию. М., 1984; Язык и философия культуры. М., 1985; О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода: Введение во всеобщее языкознание. М., 2013; Über die Sprache: Reden vor der Akademie. Tübingen, 1994; Werke in 5. Bänden. Darmstadt, 2002; Baskische Wortstudien und Grammatik. Padeborn, München, Wien, Zürich, 2012; Nordamerikanische Grammatiken. Padeborn, München, Wien, Zürich, 2013. Лит.: Шпет Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольдта. М., 1927; Постовалова В. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М., 1982; Бибихин В. В.: 1) Язык философии. М., 2002; 2) Внутренняя форма слова. СПб, 2008; Даниленко В. Вильгельм фон Гумбольдт и неогумбольдтианство. М., 2009; Kessel E. Wilhelm von Humboldt: Idee und Wirklichkeit. Stuttgart, 1967; Trabant J. Apeliotes oder Der Sinn der Sprache: Wilhelm von Humboldts Sprach-Bild. München, 1986; Wagner H.-J. Wilhelm von Humboldt: Anthropologie und Theorie der Menschenkenntnis. Darmstadt, 2002; Underhill J. Humboldt, Worldview and Language. Edinburgh, 2009; Forster M. German philosophy of language. Oxford, 2011.
Теги: современная философия Дисциплина: Философия Авторы: Коваль О. А. |