КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Соссюр

СОССЮР (SAUSSURE) ФЕРДИНАНД де (1857–1913) – швейцарский ученый, языковед, основоположник семиологии и структурной лингвистики. Родился в Женеве в семье французских эмигрантов. Решив специализироваться на индоевропеистике, С. в восемнадцатилетнем возрасте перебрался в Германию, слывшую тогдашним мировым лингвистическим центром, и поступил в Лейпцигский университет, где сосредоточились младограмматики. Его первая работа «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках» (1878) стала единственной книгой, опубликованной при жизни С. Ценен этот труд прежде всего тем, что в нем высказывается гипотеза о существовании в индоевропейском праязыке особых фонем, не сохранившихся в известных нам языках, однако объясняющих многие изменения, произошедшие в фонологической системе. Данная гипотеза, весьма смелая для того времени, существенно обусловила последующее развитие лингвистики, и как раз потому, что опиралась на структурный анализ языка. Но старшие коллеги С. критически отнеслись к его работе, не оценив по достоинству идеи молодого лингвиста (их принялись активно развивать лишь спустя полвека, после того, как те получили подтверждение благодаря дешифровке хеттского письма). Защитив докторскую диссертацию (к ней ученые тоже отнеслись с недоверием), С. уехал из Германии в Париж, где по предложению Мишеля Бреаля, основателя семантики как самостоятельной лингвистической дисциплины, в течение десяти лет преподавал в Школе высших исследований. После возвращения в Швейцарию в 1891 г. С. получил приглашение работать в Женевском университете. Именно там в 1906–1911 гг. он читал свой легендарный курс общей лингвистики. Хотя за пять лет этот курс посетило не больше тридцати человек, а сам С., не помышлявший о публикации, оставил лишь разрозненные отрывки, спустя шесть лет после его смерти двум молодым ученым Шарлю Балли и Альберу Сеше удалось отыскать подробные конспекты студентов и воссоздать по записям то, что, по их мнению, могло бы составить содержание ненаписанной книги. Так в 1916 г. вышел в свет «Курс общей лингвистики», положивший начало новому этапу в развитии мировой науки о языке.

Придерживаясь тезиса о системности языка, С. сравнивал его с другими знаковыми построениями и рассматривал лингвистику как главную часть семиологии – науки, которую еще только предстояло создать. Язык, подобно любой другой семиологической системе, возникает и развивается в определенных условиях, однако имеет и внутреннее строение, не зависящее от привходящих факторов. Поэтому исходным положением С. стало утверждение о необходимости разделять внешнюю и внутреннюю лингвистику. В рамках последней он, в свою очередь, установил дихотомию языка (langue) и речи (parole), впервые введя различение этих двух базовых лингвистических категорий, ныне считающееся непреложным правилом. Если язык есть система условных знаков и отношений, то речь представляет собой форму существования этой системы, ее реализацию. Если язык социален и в определенной степени не изменен, то речь индивидуальна и зависит от самого говорящего, хотя и развертывается по правилам, заданным языком. Поскольку в своем курсе С. успел изложить лишь теорию языка, многие ученые придерживаются мнения, что именно язык, а не речь, должен выступать предметом исследования внутренней лингвистики.

Анализируя в ходе изложения своей теории знак, С. определяет его как единство двух составляющих: означающего и означаемого, акустического образа и понятия, выражаемого этим образом. Связь означающего и означаемого, согласно лингвистической концепции С., произвольна и не мотивирована. Знак приобретает свою значимость (valeurs) не благодаря этой связи, то есть не сам по себе, а лишь как элемент системы, которую образует язык. Более того, главным в языке являются не элементы, а отношения между ними: определить каждый отдельный знак – значит прежде всего обнаружить его отличие от других знаков данной системы. Так С. приходит к основополагающему тезису, согласно которому в языке нет ничего, кроме различий. Еще одним важным достижением курса, прочитанного С., является разграничение двух подходов к изучению языка: диахронического (исторического) и синхронического (современного). Если в первом случае темпоральный аспект и изменения, происходящие с течением времени, принципиальны, то во втором – совершенно исключены: при синхронической трактовке ученого должна интересовать не эволюция явлений, а их связь друг с другом, существующая в определенный момент. Введение подобного разделения С. считал принципиальным не только для лингвистических, но и для всех систематических исследований.

Учение С. дало огромный толчок развитию науки о языке: Женевская школа (Ш. Балли, А. Сеше), глоссематика (Л. Ельмслев), Пражский лингвистический кружок (В. Матезиус, Р. Якобсон, С. Карцевский, Н. Трубецкой) многим обязаны «Курсу общей лингвистики». Под влиянием его теории в ХХ в. возникло новое течение мысли – структурализм, расширивший поле своего приложения далеко за пределы языкознания. Идеи женевского ученого были одинаково продуктивны для философии, семиотики, антропологии, этнографии, литературоведения, эстетики, и нашли свое оригинальное преломление в работах таких мыслителей, как Морис Мерло-Понти, Клод Леви-Строс, Ролан Барт, Жак Лакан, Мишель Фуко.

Соч.: Труды по языкознанию. М., 1977; Заметки по общей лингвистике. М., 2001; Курс общей лингвистики. М., 2004; Mémoire sur le système primitif des voyelles dans les langues indo-européennes. Leipzig, 1878; Morphologic. Linguistique statique: quelques principes generaux // A Geneva school reader in linguistics. Bloomington, 1969.

Лит.: Будагов Р. Язык, история и современность. М, 1971; Слюсарева Н. А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975; Фрей А. Соссюр против Соссюра? М., 2006; Кузнецов В. Фердинанд де Соссюр и современное гуманитарное знание: сборник статей. М., 2008; Балли Ш. Язык и жизнь. М., 2009; Harris R. Language, Saussure and Wittgenshtein: How to Play Games with Words. London, 1990; Turpin B. Discours, lingue et parole dans les cours et les notes de linguistique générale de F. De Saussure // Cahiers Ferdinand de Saussure. 1995. № 49. С. 251–266; Badir S. Saussure: la langue et sa représentation, Paris, 2001; Utaker A. La Philosophie du langage. Une archéologie saussurienne. Paris, 2002; Key Thinkers in Linguistics and the Philosophy of Language. Edinburgh, 2005; Arrivé M. À la recherche de Ferdinand de Saussure. Paris, 2007; Jäger L. F. de Saussures semiologische Begründung der Sprachtheorie // Zeitschrift für Germanistische Linguistik. 2009. С. 18–30.

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Коваль О. А.