КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Антисфен из Афин

Персоналии

АНТИСФЕН (ок. 445-ок. 360 до н.э.) - др.-греч. философ, ученик и последователь Сократа. Был сыном афинского гражданина и фракийс­кой рабыни, из-за чего, несмотря на формальное равенство в поли­тических и гражданских правах с теми афинянами, в жилах которых не было варварской крови, в течение всей жизни выслушивал обвинения в низком происхождении, которые, впрочем, его нисколько не задевали. Философией А. начал заниматься в зрелом возрасте под руководством софиста и ритора Горгия, благодаря чему сформировался особый, "риторический" стиль его сочинений. Уже имея собственную школу и учеников, он познакомился с Сократом. Личность и учение последнего произвели на философа столь сильное впечатление, что А. оставил преподавание и стал его последователем, советуя сделать то же са­мое и своим приверженцам. По преданию, А. способствовал наказанию обвинителей Сократа - изгнанию одного из них (главы афинской де­мократии Анита) и смерти другого (Мелета), выступая, по-видимому, против них на судебном процессе. А. основал философскую школу ки­ников, наименование которой, очевидно, происходило от названия гимнасия Киносарг (букв. пер. с греч. - "зоркий пес") при храме Геракла в Афинах, где он проводил свои беседы с учениками. В даль­нейшем киники стали именовать себя "псами" (греч. kyon). Учение А., и прежде всего его этическая часть, оказало влияние и на сто­иков, особенно на Зенона. Помимо этого, существуют предположения и о собственно "антисфениках" (последователях А.), которых иногда отличают от киников. Из многочисленных сочинений А. (согл. Диогену Лаэрцию 6.15, десять томов), до нас дошли лишь декламации "Аякс" и "Одиссей".

О жизни и учении А. в античности существовало множество анекдо­тов, особое внимание в которых уделялось его эксцентричному, с т. зр. современников, этическому учению. Целью жизни, согл. этике А., считалась добродетель, что само по себе не было оригинальным. Од­нако в отличие от обычного эллинского представления о калокагатии как воплощенной добродетели А. понимал под последней аскезу и воз­держание, причем не только в обыденной жизни, но и в созерцатель­ной. Добродетели можно научиться, не злоупотребляя при этом теоре­тическим знанием. Поэтому главным принципом философии А. стала "природа": прекрасно, благородно, мудро и божественно то, что "по природе", а не "против" нее. Образцом соответствия "природе" А. сделал свою собственную жизнь, строго придерживаясь выдвинутых им аскетических принципов. Несомненно, последние имели и определенный эзотерический смысл, о котором теперь, впрочем, приходится только догадываться. О метафизике А. сведений значительно меньше, чем о его этике. Наибольшую известность благодаря позднейшим опроверже­ниям со стороны Платона и Аристотеля приобрели два его положения: о невозможности противоречия и о невозможности определения, из ко­торых первое является следствием второго. Нельзя не подчеркнуть, что основанием для подобного рассуждения служит в действительности непростая эпистемологическая проблема познания элементарного объекта. В том способе, которым ее решает А., нельзя не отметить зачатки позднейших представлений об апофасисе. Согл. Диогену Лаэр­цию (6.3), А. первым дал определение понятия: "Понятие есть то,что раскрывает, что есть или чем бывает тот или иной предмет". Кажуще­еся противоречие с тезисом о невозможности определения снимается здесь на основании принципов подобия и взаимодействия.

В своей теологии А. также придерживался представлений о "природе". Так, он говорил, что "согласно мнениям людей, суще­ствует множество богов, по природе же - один" (Филодем "О благочестии" 7). Бога нельзя увидеть, и он ни на что не похож; по­этому никто не может узнать его по изображению. Подобные рассужде­ния часто приводили к попыткам "христианизации" А., приписывания ему монотеистических воззрений, или даже к гипотезам о его знаком­стве с библейскими текстами. Однако основания для этого, видимо, отсутствуют. А. скорее можно рассматривать как приверженца тради­ционной эллинской религии, придерживавшегося "жизни с богами" и посвященного в Элевсинские мистерии, и при этом - как провозвест­ника позднейшей философской религии.

Л. Ю. Лукомский


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Лукомский Л. Ю.