|
Персоналии ДамаскийДАМАСКИЙ (ок. 458-после 538 н.э.) - др.-греч. философ-неоплатоник, последний схоларх платоновской Академии. Учился в Александрии, затем в Афинах у Исидора, жизнеописание которого, составленное им и представляющее собой ценный документ по позднейшей истории Академии, где описаны обычные для последней занятия и нравы, сохранилось в отрывках в переложении Фотия. После смерти учителя Д. заменил его на посту схоларха, а после закрытия Академии эдиктом Юстиниана в 529 уехал по приглашению царя Хосроя I в Персию. В 533 Д. вернулся в Империю и в связи с запрещением преподавания языческой философии занялся литературным трудом. Единственный полностью сохранившийся его трактат - "Трудности и их разрешения относительно первых принципов в связи с комментарием на "Парменида" Платона" - написан именно в это время. Д. является последователем Прокла, и, как правило, придерживается свойственного тому триадического метода, в первую очередь говоря об основной ноуменальной триаде ("интеллигибельное - интеллигибельно-интеллектуальное - интеллектуальное"). Однако существенное внимание он уделяет и Единому, или Первоначалу, традиционно для платонизма называя его Благом. Именно с поисков первопринципа всего он и начинает свое сочинение, поочередно отвергая предполагаемые в качестве него телесность, природу, душу, разум и даже причину различия. Первопринцип - это нечто единое, точнее - единство. По мнению Д., это такое единство, которое является результатом множественности, имманентно множественности, и, наконец, предшествует всякой множественности. Все перечисленные рассуждения весьма похожи на плотиновские, хотя и окрашены совершенно иначе и не содержат мистико-экстатического элемента. Единораздельная целостность, о которой говорит Д., характеризуется определенными порядком, силой и энергией и способствует эйдетическому оформлению действительности. Единое, в процессе эманации становясь многим, проходит стадии единого-многого и многого-единого, тем самым и образуя в итоге ноуменальную сферу как сферу бытия. Интерес представляет и учение Д. о двух типах эманации - гомомерном и негомомерном. Посленоуменальную сферу Д., как и Прокл, мыслит в виде трех ступеней: сверхкосмической, сверх- и внутрикосмической, внутрикосмической. Особенностью метафизики Д. является ее скептическая ориентация, выраженная значительно более четко, чем у других неоплатоников. Любой объект исследования, по Д., в своей глубине - неразличимое первоединство; следовательно, возможно лишь отрицание, да и то в превращенной форме, как не-отрицание, т.е. то, что он называет "сверх-незнание". По свидетельству Фотия, Д. еще принадлежало сочинение "Невероятные рассказы", где описывались невероятные деяния, демонология и явления душ людей после смерти. Возможно, это сочинение содержало некие мифолого-теургические воззрения Д. и его символическое изложение языческой мифологии, но несомненно лишь одно - интерес философа к апофатической проблематике, к божественной и сверхбожественной жизни. Этот интерес, как он сам свидетельствует в "Жизни Исидора", проявлялся у него, в частности, в интенсивных занятиях астрологией и вообще в склонности к герметической проблематике. Л. Ю. ЛукомскийТеги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Лукомский Л. Ю. |