|
Персоналии Дион ХризостомДИОН ХРИЗОСТОМ (лат. Dio Cocceianus Chrysostomus - "Златоуст"; ок. 40-120 н.э.) - др.-греч. философ, оратор, общественный и политический деятель, предтеча т.н. Второй Софистики ("Эллинского Возрождения"). Происходил из богатого и знатного греч. рода, проживавшего в г. Прусе (Вифиния). Получил блестящее образование и принадлежал к высшим кругам греко-римской аристократии. В 82 по приказу имп. Домициана был лишен гражданских прав и отправлен в изгнание; с этого момента он превратился в бродячего проповедника кинического толка. В 96 Д.Х. принял самое деятельное участие в приходе к власти Нервы. Так, существует предание о том, что своей зажигательной речью он привлек на сторону последнего верные правительству войска во Фракии. После своего восстановления в правах Д.Х. по-прежнему проповедовал добродетельную и сообразную с природой жизнь, но уже при поддержке и с одобрения правительственных институтов. Исследователи часто выделяют три фазы в развитии философского учения Д.Х., хронологически соответствующие названным трем этапам его жизни: "политическую", когда он в основном предстает не как философ, а как государственный деятель; "стоико-киническую" - фазу размышлений и теоретических исследований в стоическом духе; "синтетическую", связанную с возвращением к ораторскому искусству, уже обогащенному философским содержанием и поднявшемуся на новый стилистический уровень. Однако подобная, выдержанная в духе Гегеля схема оказывается весьма приблизительной. Развитие воззрений Д.Х. происходило скорее всего так, как это было характерно для I в. н.э., века религиозно-философского синкретизма; его учение может быть названо эклектическим. Кинический фон многих из дошедших до нас его 78 речей нарушается присутствием явно несвойственных кинизму элементов. Например, даже изображаемая им беседа Диогена Синопского с Александром, в которой несколько раз упоминается божественный патрон киников Геракл, посвящена отнюдь не характерным для них гносеологическим проблемам, причем решаются они в платоническом духе. Киническая аскеза и следование природе, проповедуемые Д.Х., сочетаются у него с пифагорейскими мистическими и катартическими мотивами. Причины последнего - как во влиянии досконально изученных Д.Х. сочинений Платона, так и в его собственных философских изысканиях, стимулировавшихся близким знакомством с пифагорействующим проповедником Аполлонием Тианским. Вместе с тем нельзя не отметить близости ряда представлений Д.Х., особенно в морально-этической сфере и учении о благах, к взглядам его современника Эпиктета: высшее благо для человека - это независимость от внешних благ и условий, внутренняя свобода. В своих теологических воззрениях Д.Х. также является характерным представителем своего пронизанного синкретизмом времени. С одной стороны, он строго придерживается традиционных эллинских представлений об иерархии божественных существ (боги, герои, демоны), с другой - у него появляются мотивы, далекие от традиционной народной религии. Так, в посвященной теологическим вопросам or.12 "Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества" первой и важнейшей причиной религиозных представлений Д.Х. называет изначальное и врожденное единение человека с Богом, затем уже подкрепленное и развитое в человеческой душе благоприобретенным мистериальным опытом и зафиксированное в законах и обычаях. Особым способом богопознания для Д.Х. служит эстетическое восприятие, связанное с созерцанием прекрасных изображений богов. Совершенно неожиданно в его творчестве появляются и дуалистические мотивы: жизнь понимается им как нравственная борьба, что связано с воззрениями на мир как на источник зла; поэтическому изображению этой борьбы посвящена or. 5 "Ливийский миф". Л. Ю. ЛукомскийТеги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Лукомский Л. Ю. |