|
Персоналии ЛукрецийЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар (1-я пол. 1 в. до н.э.) - др.-рим. поэт и философ, объявлявший себя последователем Эпикура. Его биография, как и годы жизни, практически неизвестны. Л. - автор поэмы "О природе вещей", написанной им в др.-греч. традиции философского дидактического эпоса (подобно поэмам Эмпедокла и Парменида); это сочинение и по сей день является основным источником для изучения эпикурейской философии. Л., не будучи полностью оригинальным и самостоятельным философом, ставит своей целью распространение учения, которое позволило бы людям избавиться от страха и суеверий, достичь покоя и невозмутимости. Своим учителем он считает Эпикура, которого не раз упоминает в своей поэме, не называя, впрочем, по имени: "эллин один..." (1.66); "Отче... твое, из божественной мысли возникнув, стало учение нам о природе вещей проповедать..." (3.9-15), "одержимый божественным духом" (5.52). В своей физике Л. придерживается атомистических воззрений; атомы для него - "начала", "материя", "родовые тела", "семена вещей" (1.55-61); подобные определения создают впечатление о некоей не только материальной, но и смысловой, идеальной функции атомов. За основу своего изложения он берет положение "из ничего не творится ничего" и делает из него вывод - "ничто не обращается в ничто" (1.215-264), формулируя тем самым закон сохранения материи. Смерть, т.е. уничтожение и распадение, необходима для обновления природы. Атомы движутся в пустоте (пространстве), наличие пустоты доказывается тремя способами: 1) без нее невозможно движение (1.335-345); 2) все вещи "пористы телом" (1.346-357); 3) только наличием пустоты можно объяснить разницу в удельном весе веществ (1.358-369). Атомы в своем движении отклоняются от отвесного падения (положение, приписываемое Эпикуру). Интересна психология Л. Согл. его воззрениям, сущность человека состоит из духа (анимус) и души (анима); во многом они едины, но есть и существенные различия: дух мы называем "умом" и располагается он в середине груди, душа же рассеяна по всему телу. Разумеется, то и другое состоит из атомов. Этика Л., так же как и его политическая философия, существенно отличаются от собственно эпикуровой. Если последняя предусматривала, во-первых, стремление к "скрытой жизни" и безмятежности и, во-вторых, пессимизм, отрицание общественной деятельности и прогресса, то Л. стремится к торжеству человеческого разума, овладению силами природы и достижению максимума удовольствия вместо самоограничения и аскезы (в осн. 5). Существенны для его воззрений и зачатки т.н. естественного права: государство, по Л. - это результат естественного договора. Л. обычно считают материалистом и атеистом. Бессмысленность первого утверждения самоочевидна. Второе же в в некоторой мере верно - в отношении т.н. народной религии, раз ужасавшей Л. своими суевериями, обрядоверием, жестокостью и неразумием, он, конечно, атеист. Тем не менее, описав устрашающий обряд почитания Матери Богов (2.600-644), Л. делает на первый взгляд странный вывод о том, что эта религия прекрасна и стройна, но неправдоподобна. Отсюда - необходимость религиозного катарсиса, обновления и возрождения, создания гуманной философской религии, отказавшейся от суеверий и опирающейся на истинные представления о богах. Вся поэма Л. пронизана светлым религиозным чувством: даже начинается она с гимна Венере, который следует считать не простым литературным "общим местом" или риторическим приемом, а выражением свободной воли и чувства автора. Религиозные воззрения Л. лишены налета мистики, они ясны, прозрачны и ориентированы в первую очередь на эстетические ценности. Именно это очищение от мистики, таинственности и загадочности и привело к тому, что Л., во-первых, обвинялся в атеизме и, во-вторых, не смог добиться широкого распространения своего учения. Л. Ю. Лукомский Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Лукомский Л. Ю. |