|
Персоналии Марк Аврелий АнтонинМАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (121-180 н.э.) - рим. император и философ. Происходил из сенаторской семьи. В 138 по завещанию имп. Адриана М.А. был усыновлен своим дядей Антонием Пием, после смерти которого в 161 стал совместно со своим братом по усыновлению Луцием Вером императором; единолично начал править в 169. Во время правления М.А. Римская Империя вела ожесточенные оборонительные войны (с парфянами, квадами и маркоманнами; 2-я маркоманнская война окончилась бесславным миром, заключенным после смерти М.А. его бездарным сыном Коммодом). М.А. был посмертно официально обожествлен; в его честь был построен храм, где осуществлялось жреческое служение. М.А. был посвящен в Афинах в Элевсинские мистерии. Наряду с открытой, формальной карьерой в качестве наследника престола, а затем императора М.А. проделал скрытый от посторонних глаз путь духовного развития как философ позднестоической ориентации, зафиксированный в его осн. философском сочинении "Наедине с собой" ("Размышления"), написанном им на греч. языке в жанре направленных к себе духовных увещеваний, своеобразной психотерапии. Философские воззрения М.А. не были оригинальными, они скорее носили эклектический характер, и значимость его книги - прежде всего в детальной систематизации воззрений Поздней Стои, а также в достоверном и ярком воспроизведении всей характерной для 2 в. н.э. духовной и интеллектуальной атмосферы. В философии М.А. считал себя учеником Эпиктета, с теоретическими построениями которого он познакомился под руководством Квинта Юния Рустика благодаря записям лекций того, сделанным Аррианом. Эклектичность воззрений М.А. проявляется в том, что к основному, стоическому, "каркасу" своего учения он присоединяет детали, характерные для совершенно отличных от стоицизма систем (платонизма, эпикуреизма, перипатетической философии). Согл. стоическим воззрениям, цель человека - жить по природе. Под природой понимались рассматриваемые в пантеистическом смысле опыт, воля и устройство "всего" т.е. Бога; в отличие от классического стоицизма М.А. различает природу целого и природу собственную, причем последняя в его представлении организована аналогично первой. В результате введения подобного разграничения возникает задача согласования этих двух природ, которую можно было бы разрешить в мистическом смысле. Однако у М.А. отношения с мирозданием становятся личными, религиозными, сотрудническими, но отнюдь не связанными с мистическим единением и самоотождествлением. В некоторых случаях он возвращается к самым основам стоицизма, вспоминая об отвергнутом Средней Стоей учении об экпюросисе, воспринятом Зеноном от Гераклита. В ряде мест М.А., не следуя обычным воззрениям стоиков, отделяет мыслительную способность (разум) от души, хотя подобное субстанциальное их разделение еще и не позволяет ему говорить о духовном как о нетелесном. В некоторых случаях можно предполагать, что М.А. признавал иерархию сфер бытия и божественных существ. Намеком на это может служить трансформация им известного изречения Гераклита к виду: "все течет - оттуда" (2.3). Последнее слово (греч. ekeithen) было позднее весьма популярно в неоплатонизме; там оно означало "из умопостигаемого мира", а М.А. "оттуда" значит, видимо, "из Бога и мирового разума", из первопричины всего. Он признавал и наличие у человека собственного демона. Этическая система М.А. в основном заимствована у Эпиктета и вообще у поздних стоиков. Невзирая на праведность, святую (в языч. смысле) жизнь и "почти христианство", отношения М.А. с христианами были весьма сложными: при нем происходили их гонения, а его учитель и друг Рустик, префект Рима (163-168), даже собственноручно приговорил к смерти христианского философа Юстина Мученика. Л. Ю. ЛукомскийТеги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Лукомский Л. Ю. |