|
Персоналии ПорфирийПОРФИРИЙ (ок. 233-ок. 300 н.э.) - позднеантич. философ-неоплатоник, ученик Плотина, редактор и издатель его сочинений, популяризатор его воззрений. П. - по происхождению сириец родом из Тира; настоящее его имя - Малх ("Царь", отсюда и его греч. имя). В возрасте 30 лет, уже будучи известным философом, он познакомился с Плотином и оставался с ним почти до самого конца его жизни, а после смерти учителя возглавил философскую школу в Риме. Именно П. фактически создал неоплатонизм в том виде, в котором он существовал на всем протяжении поздней античности. Во-первых, он систематически занимался комментированием трудов древних философов; известны его комментарии к диалогам Платона ("Кратил", "Парменид", "Федон", "Филеб", "Государство", "Софист" и "Тимей"), и к трудам Аристотеля ("Категории", "Герменевтика", "Физика", "Метафизика", "Этика", "Первая Аналитика" и "О душе"). Во-вторых, он первым попытался осуществить символический синтез античной культуры в философской форме (напр., в трактате "О пещере нимф"). В-третьих, П. своими биографиями Пифагора и Плотина, ставшими образцом для многих авторов произведений того же жанра (напр. для Марина - трактата о Прокле), внес немалый вклад в канонизацию образа боговдохновенного неоплатонического мудреца-чудотворца, столь популярного в позднейшее время. Однако к собственно теургико-чудотворческой деятельности П. в отличие от следующих поколений философов-теургов относился скептически, и одно из самых значительных из дошедших до нас теоретических произведений т.н. философской (или теургической) религии - трактат Ямвлиха "О египетских мистериях" - написано именно в ответ на его возражения. Известно, что П. был страстным борцом против христианства, первым возглавил атаку неоплатоников на христиан, чем и отличался от Плотина, который попросту не замечал последних. Труд П. "Против христиан" в 15 книгах, торжественно сожженный в 448 по указу императоров Валентиниана III и Феодосия II, по свидетельству современников, был выдающимся произведением, и аргументы, использованные в нем, не утратили своей актуальности до самых последних времен. Однако метафизическая система П. не несет на себе отпечатка оригинальности: по-видимому, он относился к тем мыслителям, которые могли блестяще писать "о чем-то", но не были в состоянии создать "что-то". Учение П., в тезисной форме изложенное им в сочинении "Подступы к умопостигаемому", - не более, чем вялый и противоречивый парафраз на темы учения Плотина, лишенный не только присущего тому мистического очарования, но часто даже прямо противоречащий ему (напр., в том, что демиургические функции приписываются и душе). Плотин у него схематизируется и упрощается; "три ипостаси", о которых П. пишет прямо и недвусмысленно, лишаются жизни; этика экстаза становится сводом правил: отвращение от тела, очищение души, возвращение к Уму и уподобление Богу. Душа занимает промежуточное положение между Богом и телом и обладает свободой выбора, она связана с телом не непосредственно, но опосредованно рядом частичных воплощений. Самостоятельное значение имеет логика П., в своем "Введении" (Eisagoge) к "Категориям" Аристотеля фактически впервые сформулировавшего проблему универсалий, тем самым открывшего новый этап в развитии логики как науки, и ставшего как бы посредником между античностью и средневековьем. П. является предтечей схоластики, и не случайно его произведения детально исследуются в ней, в частности в связи с т.н. древом П. - основанным на дихотомии способом представления родовых и видовых понятий. Л. Ю. ЛукомскийТеги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Лукомский Л. Ю. |