|
Персоналии ПроклПРОКЛ ДИАДОХ (412-485 н.э.) - др.-греч. философ, с именем которого связаны наивысший подъем и завершение неоплатонического синтеза античной культуры. П.Д. - совершенно уникальное явление всей поздней античности; по дидактической и синтетической силе дарования с ним может сравниться мало кто даже из самых великих философов. Однако, несмотря на всю свою одаренность, он не создал собственной философской системы, а стал лишь систематизатором и комментатором прозрений других философов; его произведения, совершенные во всех остальных отношениях, безнадежно скучны и лишены того очарования, которое придает им лишь оригинальность и самобытность. Родился П.Д. в Константинополе, учился в Александрии у самых блестящих преподавателей: философии Аристотеля - у Олимпиодора, математике - у Герона, риторике - у Леоната, грамматике (т.е. филологии) - у Ориона. Примечателен тот факт, что содержание книг Аристотеля по логике уже в этот, начальный, период своего обучения П.Д. запомнил наизусть, хотя даже систематическое их изучение для начинающих составляет большую трудность. В возрасте около 20 лет П.Д. приезжает в Афины, где учится у Сириана, который, заметив одаренность юноши, представляет его Плутарху - основателю неоплатонической школы в Академии, и тот, невзирая на старость и слабость, проводит с П.Д. серию философских бесед. После смерти Сириана и своей поездки в Азию с целью ознакомления с существующими там религиозными культами и философскими системами П.Д. в возрасте всего лишь 25 лет становится схолархом Академии и занимает этот пост до конца жизни. Сочинения философа тесно связаны с его преподавательской деятельностью: это прежде всего комментарии к диалогам Платона и логическим сочинениям Порфирия, а также книги "Первоначала теологии" и "Теология Платона", трактующие вопросы физики и метафизики соответственно. Интерес П.Д. к проблемам религии, культа и мифологии, а также к эзотерике выразился в трактатах "Орфическая теология", "О мифических символах" и др. Окружением П.Д., возможно, при его непосредственном участии, был создан знаменитый сборник "Халдейские оракулы". Комментарии П.Д. к Гомеру и Гесиоду стали образцом позднеантичной филологии. Он был также поэтом: ему принадлежат гимны в честь богов, из которых до нас дошло 7. В своей метафизике П.Д. развивает и доводит до совершенства триадический принцип, который становится у него принципом как организации универсума вообще, так и его постижения, причем два этих момента триадичности им часто отождествляются. Триада для П.Д. - это прежде всего не раздельность, а единство, причем такое, которое образует понимаемый в духе абсолютного реализма смысл (логос) предмета. Основная неоплатоническая триада "Единое - Ум - Душа" рассматривается у него при помощи следующих типов триад: 1) доноуменальных, включающих абстрактно-числовую "единица - неопределенная диада - троица" и конкретно-числовые "первое - среднее - последнее" и "начало - середина - конец"; 2) ноуменальных, характеризующих бытие как таковое в его смысловом развитии: "предел - беспредельное - смешанное", "пребывание (mone) - выход (proodos) - возвращение (epistrophe)", "бытие - инаковость - тождество" и "бытие - жизнь - ум", причем последняя триада понимается как в логическом, так и в демиургическом смысле; 3) посленоуменальных. Все члены этих триад, также как и их совмещение, не являются открытием самого П.Д.: они многократно обсуждались и трактовались его предшественниками. К метафизике П.Д. примыкает его теология в собственном смысле слова, которую он часто отождествляет с первой и представляет как числовую и, разумеется, триадическую. Боги делятся им на доноуменальных (называемых "числами"), ноуменальных (интеллектуальных) и посленоуменальных (сверхкосмических, сверх- и внутрикосмических, космических и внутрикосмических). Далее в иерархии божественных существ идут ангелы, демоны и герои, а уже затем - отдельные чистые души. При помощи этой схемы П.Д. пытается описать всю античную мифологию, относя ее персонажей к тому или иному классу сверхъестественных существ. Занимался П.Д. и теургией, которую разрабатывал на основе халдейского мантического искусства и с учетом представлений о жизни и спасении души. Ему принадлежит дальнейшая разработка учения о разделении душевных добродетелей на естественные, нравственные, общественные, катартические и, наконец, теургические; последние - уже превыше обычной человеческой участи, они разделяются на парадигматические (приобщение к Уму) и иератические (выход за его пределы). Философия П.Д. оказала значительное влияние на последующую средневековую философию (особенно византийскую и арабскую). Доказано использование некоторых его триад Гегелем. Л. Ю. Лукомский Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Лукомский Л. Ю. |