|
Персоналии трагики греческиеТРАГИКИ ГРЕЧЕСКИЕ, трагические поэты - авторы трагедий (греч. tragodia - песнь козлов), театральных действий, сложившихся под влиянием пелопонесского дифирамба в честь Диониса; они появились в Аттике в 6 в. до н.э. Первым Т., отцом трагедии в собственном смысле слова, считается Феспид (сер. 6 в.), выведший на сцену в дополнение к дифирамбическому хору актера-рассказчика, который не входит в состав последнего и тем отличается от экзарха дифирамба, корифея, т.е. руководителя хора; этот актер поочередно исполнял различные роли. Преемники Феспида - Хэрил, Фриних и Пратил (создатель т.н. сатировских драм). Величайшими Т., достигшими вершин античного искусства трагедии, были афиняне Эсхил (ок. 525, Элевсин, Аттика-456, Гела, Сицилия), впервые введший в нее двух актеров, Софокл (ок. 496, Колон, Аттика-406, Афины), увеличивший число актеров до трех, и Еврипид (ок. 480, Саламин-406, Пелла, Македония), творчество которого в наибольшей мере ориентировано на философию; многие их принадлежащих им трагедий полностью или во фрагментах дошли до нас. В римскую эпоху произведения Т. классического периода часто подвергались переработке, создавались трагедии и на современном материале. В 3 в. до н.э. Невий в Риме создал новый их вид - претексту, главными действующими лицами которой были римские чиновники. Известными Т. были также Пакувий, Акций, Азиний Поллион, Варий Руф, философ Сенека и др. Однако в Риме трагедии утратили тот смысл и значение, которые они имели в Аттике в классическую эпоху, свою прежде всего религиозную, культовую направленность, стремление к воспроизведению великого мифического или мифологизированного события. Трагедия в классической Элладе - это одна из форм общественного культа, возникшая из мистериальных действий, посвященных Дионису, и сохранявшая в течение длительного времени смысл религиозного служения, совершаемого государством в честь одного из своих богов. В Аттике трагедии исполнялись на трех празднествах - сельских Дионисиях, Лениях и городских, или Великих, Дионисиях; их содержание и порядок постановки были строго регламентированы и подчинялись единым канонам, изложенным Аристотелем в "Поэтике". Т. часто были не только поэтами, но и религиозными деятелями; так Софокл в 420 учредил в Афинах культ Асклепия и после смерти удостоился особых почестей как герой (т.е. как полубог, heros dexion). За основу для своих произведений Т., как правило, брали какой-либо мифологический сюжет, хотя иногда материалом для их создания им служили и действительные события (напр., греко-персидские войны - для "Персов" Эсхила). В центре действия был некий неразрешимый конфликт, вызванный, например, предначертаниями рока (в цикле Софокла о Эдипе), гневом богов (в его же "Аяксе") или противостоянием между людьми, обязательно носившим религиозный или культовый характер. Герой заранее обречен, он проходит через великие муки, его одолевают нестерпимые страсти, и все его достоинства лишь усиливают эти страдания - так проявляется т.н. трагическая ирония. Однако герой страдает и гибнет не напрасно - претерпев все, он обретает совершенно особый и неповторимый ореол святости, пусть даже посмертной, распространяя ее на всех окружающих. Воздействие Т. на последующее развитие античной культуры, философии и религии огромно и сопоставимо лишь с влиянием Гомера. Их эстетические, религиозные и мифологические воззрения находят свое отражение в творчестве различных мыслителей вплоть до самого конца античности. Например, по существу, трагическую интерпретацию проблемы зла дает Плотин в "Эннеадах" (Enn.1.8); Ямвлих ("О египетских мистериях") пишет о катартическом действии трагедий: люди, созерцая чужие страсти, очищаются и отрешаются от своих собственных. Сочинения Т. служат бесценным источником сведений по античной мифологии; им до сих пор подражают драматурги, хотя, как правило, и не придают значения мистериальному смыслу трагического действия. Л. Ю. Лукомский Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Лукомский Л. Ю. |