|
Персоналии ФилостратыФИЛОСТРАТЫ - династия др.-греч. литераторов 2-3 вв. н.э. с о. Лемнос, деятелей т.н. Второй Софистики (Эллинского Возрождения). Число Ф. и авторство принадлежащих им произведений достоверно не установлены. Обычно выделяются следующие представители этой династии: 1) Ф.I (сер. 2 в.) - сын Вера, преподаватель риторики, поэт и драматург времен Антонина Пия и Марка Аврелия; 2) Флавий Ф.II Афинский (ок. 170 - между 244 и 249) - сын Ф.I, придворный писатель жены Септимия Севера Юлии Домны, афинский гражданин (отсюда - его эпоним); 3) Ф.III Лемносский Старший - племянник и современник Ф.II; 4) Ф.IV Лемносский Младший (кон. 3 в.) - внук Ф.III. Своим литературным творчеством Ф. немало способствовали проведению языческих религиозных реформ 3 в. и формированию т.н. философской религии. До наших дней сохранились следующие их произведения. 1. Диалог "Нерон", обычно приписываемый Ф.I, хотя возможно и авторство Ф.II, - беседа ссыльного философа Музония со своим другом Манекратом о порочности ставшего символом злодейства имп. Нерона. 2. "Жизнь Аполлония Тианского", принадлежащая перу Ф.II, - созданное им по заказу и под руководством Юлии Домны жизнеописание полулегендарного мудреца- пифагорейца 1 в. н.э., в немалой степени способствовавшее его обожествлению (см. Аполлоний Тианский). Будучи первым в античности произведением, написанным в жанре художественной биографии, эта книга впоследствии неожиданно приобрела статус, во-первых, исторического источника, и, во-вторых, своего рода "языческого евангелия", послужившего основанием для сопоставления Аполлония с Христом. Сочинение Ф.II явилось фактически одной из первых попыток слияния философии с религией путем создания образа боговдохновенного философа-теурга, реформатора и устроителя религиозных культов, столь распространенного в поздней античности. 3. "Жизнеописания софистов" Ф.II - биографии ряда софистов начиная с современников Сократа Горгия и Протагора, составленные на основании литературных указаний, школьных традиций, сохранившихся речей и личных воспоминаний. 4. "О гимнастике" Ф.II или Ф.III - трактат об искусстве, покровителем которого в античности считался бог Гермес. 5. "Любовные письма" Ф.II или Ф.III. 6. "О героях" Ф.II или Ф.III - диалог некоего виноградаря и чужеземца-финикийца, происходивший в винограднике - святилище героя Протесилая, упоминаемом Геродотом (6.33 и 9.116; в 9.120 дается описание одного из чудес Протесилая). Виноградарь, оказывающийся жрецом, рассказывает о своих встречах с героями, описывает их облик и жизнь. Существенный интерес представляет попытка автора дать новое религиозно-мифологическое истолкование античной классики (произведений Гомера, Гесиода, Платона, Геродота и др.), заложить основы для возможности теургического общения с божественными существами. 7. "Картины" Ф.III, где описываются 64 картины, реальные или вымышленные, находящиеся в одном портике в Неаполе, которые служат автору поводом для блестящих речей. 8. "Картины" Ф.IV, написанные как подражание предшествующей книге. Творчество Ф. в основном является типичным для их эпохи господства эклектики и стилизации, однако для него характерен и ряд новых мотивов, относящихся как к художественной форме, так и к религиозно-философской направленности их произведений. Религиозное общение мыслится ими прежде всего как личное, причем акцент ставится на личном чудотворчестве, а грань между философом и чудотворцем стирается. Все это подчеркивает их видную как провозвестников разработанной позднейшим неоплатонизмом теургико-философской религиозной системы, хотя они и трактуют религиозные действия в основном в традиционном для классического эллинского язычества эстетическом духе. Л. Ю. Лукомский Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Лукомский Л. Ю. |