|
Персоналии ЭпикурЭПИКУР (342/341 - 271/270 до н.э.) - др.-греч. философ. Родился и вырос на о. Самос, где находилась колония афинян. В Афины впервые приехал в возрасте 18 лет. После изгнания афинян с Самоса регентом державы Александра Македонского Пердиккой, уехал к своему отцу в Колофон. Философией начал заниматься в 14 лет "из презрения к учителям словесности, когда они не смогли объяснить ему, что значит слово "хаос" у Гесиода" (Диоген Лаэрций 10.2). В 32 года Э. основал собственную философскую школу - сперва в Митилене, а затем в Афинах, где она получила название "Сад Э.". По некоторым данным, учителем его был последователь Демокрита Навсифан, хотя сам Э. это отрицал и называл себя самоучкой (Диоген Лаэрций 10.13). Личность и учение Э. в течение длительного времени преподносились в искаженном свете, являясь предметом разнообразных, зачастую весьма неблаговидных теоретических и идеологических спекуляций. Еще в античности Э. часто обвиняли в том, что он ведет развратный образ жизни и порочит своих предшественников, учителей и учеников, игнорируя провозглашенный им же самим девиз "живи скрытно". В дальнейшем слово "эпикуреец" стало применяться по отношению к людям, придерживающимся вульгарных гедонистических воззрений. В Новое время "с легкой руки" Гассенди за Э. закрепилось прозвище "материалист", которое было "канонизировано" Марксом, написавшим в 1841 диссертацию о различии натурфилософии Э. и Демокрита. Вполне очевидно, что Э. не был "материалистом" - по той простой причине, что никаких "материалистов" среди подлинных философов, по крайней мере в античности, попросту не существовало; Э. же, несомненно, был подлинным философом, - об этом свидетельствуют как вся его праведная жизнь и "боговдохновенность", подчеркиваемая Лукрецием ("О природе вещей" 5.52), так и те немногочисленные фрагменты его учения, которые доподлинно известны нам. "Реабилитация" Э., однако, весьма сложна, поскольку ни одного из множества написанных им сочинений (около 300) до нас не дошло, и о его учении мы можем судить лишь на основании сочинений т.н. эпикурейцев (см. Эпикуреизм). "Материалистические" же спекуляции на тему творчества Э. базируются на такой шаткой, легкооспоримой основе, как приводимые Диогеном Лаэрцием (10) письма Э. к Геродоту, к Пифоклу и к Менекею, а также "Главные мысли", излагаемые тем же автором. Подлинность этих "источников" вызывает самые серьезные сомнения; кроме того они полны явных и скрытых противоречий, устранить которые с помощью метода "ножниц и клея" не удается. Диоген Лаэрций говорит о трех частях философии Э.: канонике ("науке о критерии и начале в самых их основах"), физике ("науке о возникновении и разрушении и о природе") и этике ("науке о предпочитаемом и избегаемом, об образе жизни и о предельной цели"). В первой части отрицается диалектика и критерием истины провозглашается ощущение, к которому добавляются "предвосхищение" и "претерпевание". Ощущения накапливаются и запоминаются, образуя предвосхищение. Рассуждение (logismos) лишь способствует возникновению понятий и представлений; однако что есть оно само, если все познается лишь через ощущения, совершенно непонятно. Кроме того, Диогеном Лаэрцием используется и такое выражение, как "образный бросок мысли" (phantastikai epibolai tes dianoias), смысл которого совершенно неясен. Не лучше обстоит дело в изложении Диогена с физикой Э., общеизвестным постулатом которой является наличие атомов (т.е. мельчайших неделимых тел) и пустоты (т.е. пространства как такового). Введение первых логично - Э. не допускает возникновения аристотелевой "дурной бесконечности" в результате исчезновения телесного мира при делении тел, ограничивая возможность такого деления. Однако неясен онтологический статус атомов - тела ли это (и, следовательно, бесконечно плотные предметы), или чисто геометрические, т.е. идеальные сущности. Что же касается пустоты, то, очевидно, что ее не существует: критерий существования - ощущение; оно вызывается испускаемыми атомами "эйдолами"; пустота не производит "эйдолов" и не порождает ощущений; значит она непознаваема и ее нет. Столь же сомнительны в изложении Диогена и остальные положения философии Э. Традиционно перечисляются следующие утверждения, которые полагают принадлежащими ему: пространство бесконечно; в нем существует множество миров, промежутки между которыми занимают боги, не вмешивающиеся в жизнь миров; душа состоит из особо тонких атомов, рассеянных по телу. Цель философии, по Э., - освобождение от страха и страдания, достижение невозмутимости (атараксии) и блаженства, подобных божественным. Однако несомненно, что аутентичное исследование творчества Э. еще далеко от своего завершения. Л. Ю. Лукомский Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Лукомский Л. Ю. |