КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Эпикур

Персоналии

ЭПИКУР (342/341 - 271/270 до н.э.) - др.-греч. философ. Родился и вырос на о. Самос, где находилась колония афинян. В Афины впервые приехал в возрасте 18 лет. После изгнания афинян с Самоса регентом державы Александра Македонского Пердик­кой, уехал к своему отцу в Колофон. Философией начал заниматься в 14 лет "из презрения к учителям словесности, когда они не смогли объяснить ему, что значит слово "хаос" у Гесиода" (Диоген Лаэрций 10.2). В 32 года Э. основал собственную философскую школу - сперва в Митилене, а затем в Афинах, где она получила название "Сад Э.". По некоторым данным, учителем его был последователь Демокрита На­всифан, хотя сам Э. это отрицал и называл себя самоучкой (Диоген Лаэрций 10.13).

Личность и учение Э. в течение длительного времени преподноси­лись в искаженном свете, являясь предметом разнообразных, зачастую весьма неблаговидных теоретических и идеологических спекуляций. Еще в античности Э. часто обвиняли в том, что он ведет развратный образ жизни и порочит своих предшественников, учителей и учеников, игнорируя провозглашенный им же самим девиз "живи скрытно". В дальнейшем слово "эпикуреец" стало применяться по отношению к лю­дям, придерживающимся вульгарных гедонистических воззрений. В Но­вое время "с легкой руки" Гассенди за Э. закрепилось прозвище "материалист", которое было "канонизировано" Марксом, написавшим в 1841 диссертацию о различии натурфилософии Э. и Демокрита. Вполне очевидно, что Э. не был "материалистом" - по той простой причине, что никаких "материалистов" среди подлинных философов, по крайней мере в античности, попросту не существовало; Э. же, несомненно, был подлинным философом, - об этом свидетельствуют как вся его праведная жизнь и "боговдохновенность", подчеркиваемая Лукрецием ("О природе вещей" 5.52), так и те немногочисленные фрагменты его учения, которые доподлинно известны нам. "Реабилитация" Э., одна­ко, весьма сложна, поскольку ни одного из множества написанных им сочинений (около 300) до нас не дошло, и о его учении мы можем су­дить лишь на основании сочинений т.н. эпикурейцев (см. Эпикуре­изм). "Материалистические" же спекуляции на тему творчества Э. ба­зируются на такой шаткой, легкооспоримой основе, как приводимые Диогеном Лаэрцием (10) письма Э. к Геродоту, к Пифоклу и к Мене­кею, а также "Главные мысли", излагаемые тем же автором. Подлин­ность этих "источников" вызывает самые серьезные сомнения; кроме того они полны явных и скрытых противоречий, устранить которые с помощью метода "ножниц и клея" не удается. Диоген Лаэрций говорит о трех частях философии Э.: канонике ("науке о критерии и начале в самых их основах"), физике ("науке о возникновении и разрушении и о природе") и этике ("науке о предпочитаемом и избегаемом, об об­разе жизни и о предельной цели"). В первой части отрицается диа­лектика и критерием истины провозглашается ощущение, к которому добавляются "предвосхищение" и "претерпевание". Ощущения накапли­ваются и запоминаются, образуя предвосхищение. Рассуждение (logismos) лишь способствует возникновению понятий и представле­ний; однако что есть оно само, если все познается лишь через ощу­щения, совершенно непонятно. Кроме того, Диогеном Лаэрцием исполь­зуется и такое выражение, как "образный бросок мысли" (phantastikai epibolai tes dianoias), смысл которого совершенно неясен. Не лучше обстоит дело в изложении Диогена с физикой Э., общеизвестным постулатом которой является наличие атомов (т.е. мельчайших неделимых тел) и пустоты (т.е. пространства как таково­го). Введение первых логично - Э. не допускает возникновения арис­тотелевой "дурной бесконечности" в результате исчезновения теле­сного мира при делении тел, ограничивая возможность такого деле­ния. Однако неясен онтологический статус атомов - тела ли это (и, следовательно, бесконечно плотные предметы), или чисто геомет­рические, т.е. идеальные сущности. Что же касается пустоты, то, очевидно, что ее не существует: критерий существования - ощущение; оно вызывается испускаемыми атомами "эйдолами"; пустота не произ­водит "эйдолов" и не порождает ощущений; значит она непознаваема и ее нет. Столь же сомнительны в изложении Диогена и остальные поло­жения философии Э. Традиционно перечисляются следующие утвержде­ния, которые полагают принадлежащими ему: пространство бесконечно; в нем существует множество миров, промежутки между которыми зани­мают боги, не вмешивающиеся в жизнь миров; душа состоит из особо тонких атомов, рассеянных по телу. Цель философии, по Э., - осво­бождение от страха и страдания, достижение невозмутимости (атараксии) и блаженства, подобных божественным. Однако несом­ненно, что аутентичное исследование творчества Э. еще далеко от своего завершения.

Л. Ю. Лукомский


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Лукомский Л. Ю.